212D.RU

Особенности гендерного подхода при обучении физической культуре

Особенности гендерного подхода при обучении физической культуре

Формирование и развитие личности – одна из главных задач педагогики. В современных условиях проблема формирования личности не может рассматриваться без изучения половых особенностей ребенка, поскольку это биосоциокультурные характеристики.

Одним из факторов возрастания интереса к этому вопросу в настоящее время является то, что подрастающее поколение не может успешно выполнить социальные, общественные и семейные роли.

Поэтому среди инновационных педагогических технологий особое место занимает раздельное обучение детей разного пола с элементами их гендерного воспитания в процессе школьного образования.

Современная система образования представлена в наши дни различными формами организации раздельного обучения мальчиков и девочек: полными школами и гимназиями, параллельными классами для детей разного пола внутри одной школы, военизированными образовательными учреждениями для мальчиков и юношей, разделением классов по полу для обучения по разным предметам и факультативам и др.

С сентября 2017-2018 учебного года в МАОУ СОШ № 213 «Открытие» реализуется проект «Мальчики и девочки: традиции и инновации гендерного подхода в образовании».

Цель проекта: повышение качества образования посредством сочетания инновационных технологий и традиционных подходов в образовании с учетом возрастных особенностей учащихся на каждом уровне образования.

В нашем образовательном учреждении реализуется дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах, но при этом осуществляется совместное воспитание на мероприятиях по внеурочной деятельности.

Классы раздельного обучения, но смешанного воспитания дают возможность учащимся проявить свою индивидуальность, что обеспечивает доступность образования и повышает его качество.

Система образования, построенная на раздельном обучении, но смешанном воспитании, развивает деловые качества мальчиков и девочек, не сковывает их индивидуальность, создает условия для формирования социальной роли мужчины и женщины, сохраняет здоровье.

В МАОУ СОШ № 213 «Открытие» созданы условия для реализации проекта в области физической культуры. В школе расположен спортивный комплекс: гимнастический и игровой залы, четыре раздевальные комнаты. На пришкольной территории находятся волейбольная и футбольная площадки. Для проведения уроков залы оснащены спортивным инвентарем и оборудованием.

В гендерных классах уроки ведут 2 учителя физической культуры: у девочек – преподаватель-женщина, у мальчиков – преподаватель-мужчина. В проекте участвуют два первых класса 1 Д – девочки и 1 М – мальчики.

Составлена рабочая программа с учетом гендерных особенностей в соответствии с ФГОС НОО.

На изучение предмета «Физическая культура» отводится 3 часа в неделю.Уроки в гендерных классах проходят параллельно в одно время: 2 раза в неделю раздельно и третий урок - совмещенный.

Структура уроков обычна, а содержание имеет отличия. Обучение и воспитание имеют особенности в стиле, тоне и направленности: для мальчиков - это воспитание выдержки, смелости, развитие силовой выносливости и быстроты; для девочек - красоты движений, развитие чувства ритма, гибкости, координации.

Я работаю с девочками. В классе учится 25 девочек. На начало учебного года 16 человек, (64 %) имеют средний уровень развития физических качеств: 1 девочка, что

(4 %), уровень выше среднего и 8 человек, (32 %) - низкий уровень.

В гендерном классе девочек больше уделяю внимания гимнастическим, координационным упражнениям.

В разделе  программы «Спортивные и подвижные игры» большое внимание уделяю развитию ловкости и координации движения. Для этого при обучении ловли мяча использую элементы жонглирования мяча. При изучении передачи мяча задания выполняем в парах, в кругу, колоннах со сменой направляющего и места расположения.

В разделе программы «Гимнастика» выполняем упражнения на равновесие, ходьба по гимнастическому бревну, выполнение комбинации акробатических упражнений: различные перекаты, повороты, прыжки. Разучиваем танцевальные композиции с элементами классической аэробики, выполняем упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса и стретчинг, представляющий комплекс упражнений способствующих растяжки мышц и связок тела. При реализации данного раздела программы использую музыкальное сопровождение.

Также под музыку провожу  общеразвивающие упражнения с предметами: гимнастическими палками, обручами, резиновыми мячами, фитболами и без них.

Хочется отметить культуру поведения девочек на уроке. Они стараются добросовестно и технично выполнить различных упражнений, подражая учителю, бережно относятся к инвентарю, соблюдают порядок и тишину на уроках.

Наличие интереса к упражнениям и дисциплинированность позволяет выполнять движения синхронно. Синхронное исполнение способствует зрелищному, красивому, выполнению акробатических, гимнастических групповых упражнений.

Работа с мальчиками также имеет свои особенности.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. И используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Поэтому в классе мальчиков больше футбола, баскетбола, метание на дальность. Много упражнений направленных на развитие силовых качеств (отжимание, поднимание туловища, работа с гантелями, утяжеленными мячами).

На уроках в гендерном классе мальчиков лучше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние сходит на нет вследствие привыкания.

Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает мальчикам быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники находят себя на дополнительных занятиях, в спортивной секции по футболу.

Третий час программы реализуется совместно: мальчики и девочки. Целью совместного урока является расширение социальных возможностей личности обучающихся, приобретение навыков общения с противоположным полом, овладение мужскими и женскими стереотипами поведения.

Урок проводят два учителя.

На уроках используем дифференцированный подход к упражнениям, учитывая различия:

- в дозировке (мальчики 15 раз приседают, а девочки 10 раз);

- в подборе оборудования (для мальчиков – высокая, а для девочек низкая перекладина);

- в подборе упражнений отдельно для мальчиков и для девочек (мальчики работают на шведской стенке, а девочки – на фитболах);

- по времени (девочки бегут 2 минуты, мальчики 2,5 минуты);

- в требованиях к качеству выполнения упражнений (для мальчиков требуется четкость, ритмичность, больше силовых усилий, а от девочек - пластики, выразительности, грациозности).

Для учета половых особенностей, учащихся используем различные методические приемы и подходы:

- существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам). Поэтому при обучении сложным двигательным движениям используем разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.

-При расстановке и уборке снарядов девочки переносят лёгкие предметы, мальчики- более тяжёлые.

Особую воспитательную роль на совместных уроках играют подвижные игры и эстафеты.

В правилах подвижных игр обязательным условием является создание или выбор пары с противоположным полом.

«Домики»

Цель: развитие быстроты реакции, ориентировки в пространстве.

На полу раскладываются обручи большого диаметра - это дома. Учащиеся лёгким бегом передвигаются по залу. По сигналу должна занять место в обруче пара, только девочка и мальчик.

«Курица и коршун»

Выбирается водящий мальчик - это «коршун». Все остальные становятся паровозиком (мальчик, девочка). Стоящий впереди девочка - «курица», остальные - ее «цыплята». «Коршун» пытается поймать последнего «цыпленка», а «курица» и остальные «цыплята» не дают ему это сделать.

«Третий лишний»

Играющие распределяются по парам (мальчик и девочка», взявшись за руки, вдут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные учителем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку ребенка противоположного пола. Игрок, оказавшийся третьим лишним, убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающего

«Ручеек»

Играющие распределяются по парам (мальчик и девочка», взявшись за руки условия мальчик выбирает девочку, девочка мальчика.

«Болото»

Данная игра развивает координацию движений, внимание, помогает ребенку научиться концентрировать свое внимание на первостепенных задачах.Количество участников: от 4 до 7 человек.

Дети должны разделиться на команды, хотя это и не обязательно. Играющим выдается по два обруча «Кочки». Суть игры сводится к следующему: передвигаясь (перепрыгивая, перешагивая или перебегая) по обручам-«кочкам», с одной на другую, нужно как можно быстрее перебраться через «болото». При этом мальчик перекладывает обруч, девочка прыгает из обруча в обруч.

В эстафетах также можно использовать:игровые упражнения в парах (например, бег парами (мальчик, девочка)

Построение мальчик, девочка,(например, при передаче мячей в шеренге) и поочередное выполнение отдельных элементов для мальчиков и девочек (Например, мальчик- ведение мяча ногой, девочка - бег с мячом)

При организации эстафет постоянно напоминаем, мальчикам о том, что они выполняют более трудные упражнения, или берут на себя ведущие роли в ответственных заданиях, тем самым формируя жизненную установку и развивая волевые качества

Так, например, при выполнении упражнений в парах (например, наклонов в стороны) роль лидера неизменно принадлежит мальчику. При этом следим за тем, чтобы мальчики осуществляли свое лидерство аккуратно, мягко.

При преодолении препятствий (выполнении новых двигательных заданий) первым в качестве разведчика выполняет мальчик. При этоммальчик страхует девочку,чтобы она не упала, не ударилась. Может возникнуть ситуация, что желание возникнет и у девочки идти первой, но в любом случае первенство выполнения задания необходимо отдавать мальчикам – будущиммужчинам, и дети должны к этому привыкать.

При передвижении в парах через препятствие (например, с куба на куб) первым пробует путь мальчик, он же подает руку девочке, помогает перешагнуть девочке.

При проведении игр, эстафет в качестве условных препятствий через которые нужно перешагивать, перепрыгнуть могут выступать только мальчики.

Вывод

Таким образом, гендерный подход на уроках физической культуры способствует формированию ценностно-смысловой ориентации: личностных ориентиров девочек и мальчиков: ориентация на женское начало, красоту и здоровье у девочек, мужественность, отношение к женщинам – у мальчиков.

 

Литература

Дьячкова Н. А. Гендерный подход в обучении школьников // Молодой ученый. - 2014. - №20.2. - С. 14-15. - URL https://moluch.ru/archive/79/13998/ (дата обращения: 18.03.2018).

Куинджи Н.Н. Гендерный подход к обучению и воспитанию детей в школе: физиологические, гигиенические и социальные аспекты / НИИ гигиены и охраны здоровья детей  и подростков НЦЗД  РАМН. – М., 2010. – 80 с.

https://krasnoobsk.su/images/OBRAZOVANIE/RAZDELENOE/KUINDZHI-Gender.pdf

Скачать материал
Размер файла: 22.9 Кб

Так же Вам может быть интересно:

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев




Комментариев - нет.
Заказать
звонок