212D.RU

Основные направления деятельности по профилактике ПАВ в образовательной организации.

149 Наталья Гармышева Статьи 1 месяц назад +1

Основные направления деятельности по профилактике ПАВ в образовательной организации.

За последние годы резко возросли все показатели, характеризующие распространенность ПАВ среди несовершеннолетних и связанная с ней преступность стали представлять серьезную угрозу для национальной безопасности России и ее будущего. Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошла до каждого.

Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди несовершеннолетних. Рост числа несовершеннолетних больных токсикоманией, состоящих на учете у нарколога, стал устойчивой тенденцией 21 века. Эта проблема дошла и до сельской местности, где есть небольшая часть подростков, злоупотребляющих психоактивные вещества. По данным Госнаркоконтроля России число, употребляющих ПАВ достигает 4 млн. человек, или около 3% населения России.

По данным социологических исследований по школе (2017 г.), к 12 годам пробуют курить около 10% школьников, к 17 годам более 1% мальчиков старших классов курят регулярно. Дебют курения значительно помолодел и приходится на 8-9 летний возраст. Причиной приобщения к табаку в первый раз в 80% является интерес и любопытство, в 10% - желание выглядеть старше, в 10% - не желание выделяться из общей массы. Отсюда следует, что употребление ПАВ угрожает молодежи как социально-демографической группе, являющейся потенциальным носителем нестандартного, в том числе девиантного поведения, а также угрожает здоровью нации.

Борьба с этим злом - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа. 

Данная проблема актуальна и для нашей образовательной организации, ученики, употребляющие ПАВ состоят на различного вида учетах (таблица)

Направления

16-17

17-18

18-19

Состоят на учете у нарколога

4

3

0

Состоят на учете ПДН, КДН

5

5

3

Состоят на внутришкольном учете

5

4

1

 Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы в данном направлении. Тесное сотрудничество с семьёй ребенка, со всеми субъектами профилактики, взаимопонимание проблемы приводит к положительному результату.

Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, чтобы вовлечь подростков в социально-полезную деятельность.

Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов. Основным программным документом, регулирующим профилактическую деятельность, является Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде . С целью создания безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для личностного развития учащихся и их ориентацию на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья, в нашей школе реализуется Программа “Дорога выбора”( 2017г.-2022г.)

Её основными задачами являются следующие:

- донести до каждого обучающегося сведения о негативных последствиях приема ПАВ, научить способам отказа от них;

- формировать у ученика потребность в здоровом образе жизни;

- научить ученика содержательному проведению досуга, практике самопознания и самовоспитания;

- научить ученика строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации. 

Результатом реализации программы должны стать личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью, повышение психолого-педагогической грамотности родителей, снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде. 

Модель управления программой : Директор школы --- Зам.директора по ВР----- Педагог-организатор +  Социальный педагог +  Педагоги + Родители ---Учащиеся.

Деятельность в ОО по предупреждению употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательная организация и досуг. Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:

1. Работа с детьми.

Профилактическая работа включает в себя три компонента: образовательный, психологический и социальный, которые реализуются через: 

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов. Анализируя занятость учащихся школы в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение: 2016-94%, в 2017-98%, в 2017-99%, охват учащихся досуговой деятельностью составляет -100%. Подростки включаются в школьное волонтерское движение. Волонтеры ведут пропаганду здорового образа жизни не только в школе, но и в селе: выступление агитбригад о негативном влиянии на организм вредных привычек, о необходимости соблюдения ПДД, участвуют в акциях: «Знай и живи», «Письмо водителю», «Активный выходной», «Засветись», организуют конкурсы плакатов и видеороликов: «Что вы знаете о СПИДе?» «Курение – смерть в рассрочку», «ГТО – это здорово» и многое другое. В процессе подготовки и участия в этих мероприятиях у детей развивается эстетическое и физическое воспитание, развивается память, речь, актерское мастерство, художественные и коммуникативные навыки, формируется потребность в здоровомобразе жизни. 

2) спортивно-оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения ГТО, формирование потребности в здоровом образе жизни. В школе проводятся мероприятия для учащихся: День здоровья, День профилактики, тематические классные часы: «Территория ЗОЖ», «Развеять дым» и др. круглые столы, 1-6 классы организован кружок «Разговор о правильном питании” конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет “Мы за ЗОЖ”, в рекреации школы оформлен уголок здоровья «Я, ты, он, она –мы здоровая семья».   

 3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе по профилактике ПАВ. В рамках Дней профилактики и в проведении мероприятий с обучающимися участвуют медицинский персонал, сотрудники ОВД, психологи, представители КЦСОН и работники культуры.

2. Работа с педагогическим коллективом.

Понимая важность данной проблемы, педагогический коллектив школы проводит педсоветы, круглые столы, обучающие семинары. Вопросы по формированию ЗОЖ рассматриваются за методических объединениях классных руководителей.

3. Работа с родителями.

Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся, жителями села. 

В ОО сформирован банк данных о семьях и родителях обучающихся (социальный паспорт школы). Классные руководители и социальный педагог ведут дневники наблюдения, в которых отслеживается индивидуальная работа не только с подростком, но и его семьей. В образовательной организации проходят классные, общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием медицинских работников, социального педагога. На заседаниях общешкольного родительского совета, Совета профилактики рассматриваются вопросы формирования ЗОЖ учащихся и их родителей. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями. 

Работа по профилактике ПАВ в образовательной организации приводит к снижению риска употребления ПАВ, повышению качества ЗОЖ, личностной самооценки, определенному позитивному опыту в решении проблем несовершеннолетних, стабилизирует у подростка ситуацию успеха, а значит социализирует его в современном обществе.

Меры профилактики ПАВ, включающие постоянные мероприятия в образовательной организации, организация досуга, беседы родителей дома, а также другие меры – самый верный шаг, который поможет избежать многих бед и сохранить здоровье растущего организма. Ведь лучше предупредить заболевание, чем его лечить.

Прикрепленные файлы

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев



Комментариев - нет.