ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Ключевые слова: читательская грамотность, работа с текстом, взаимодействие, информация, применение знаний, интерпретация.
Аннотация. В статье показана практика развития одного из видов функциональной грамотности- читательской грамотности. «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Оценка читательской грамотности включает:
- оценку способности школьника правильно понимать коммуникативное намерение автора текста, назначение текста
- оценку умения ориентироваться в структуре текстов разных видов и форматов, в структуре заданий и способах формулировки ответа на поставленные вопросы.
Работа по формированию и развитию читательской грамотности может быть организована на любом этапе урока.
На развитие и саморазвитие человека оказывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в течение всей жизни определенный опыт, человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, то есть заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы наиболее подходящим для него, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
В основе развития познавательных потребностей любого человека лежат любопытство, любознательность, интерес, склонность к определенным знаниям, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия. Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. Ведущей мотивацией является нравственно- волевая мотивация. Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Поэтому развитие грамотности чтения играет большую роль в формировании личности, способной адаптироваться и проявить себя в любом направлении.
В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [2, с.126].
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе можно различными способами. Главной составляющей преподавания является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, метод проектов, видеопутешествия и т.д. Развитие грамотного чтения- это процесс, который нельзя прерывать, он должен быть систематическим.
Учащиеся за текстом не видят ситуацию, не умеют работать с позициями, представленными в тексте. Наиболее страдает распредмечивающий тип понимания.
На уроках литературы в основном используются сплошные тексты, где учащиеся должны понять содержание текста, анализируя, сопоставить с ситуациями в жизни, собственным опытом. Но вопросы в учебнике составлены в основном на понимание, поэтому к каждому уроку подбираю вопросы, которые помогут учащимся проанализировать, сопоставить. Здесь уже появляются и несплошные тексты (работа с таблицами на заполнение, соотношение, диаграмма Венна). При работе с текстом на уроке литературы важную роль придаю обсуждению в парах, группах, это вызывает интерес и желание вникнуть в материал урока. Также эффективными являются задания, ориентированные на поиск: согласен- не согласен, верно-неверно. В ходе урока беру на заметку вопросы, заданные учениками, выражение точек зрения, что помогает в составлении уровневых заданий для последующих уроков. Также на своих уроках использую дебатную систему. Дебаты развивают у учащихся навыки делать утверждения и обоснованно защищать их, даже, если другие имеют противоположные утверждения. Для участия в дебатах главным является внимательное прочтение текста и понимание взглядов героев, их поведения и т.д.
Работа на уроках литературы строится по принципам:
- «От маленького писателя к большому читателю»
- «Через видео к литературе»
- «Цифровая культура»
- «Введение современной литературы»
- «Предметная связь с курсами «Искусство» и «Мировая художественная культура» «Предметная связь с курсами «Искусство» и «Мировая художественная культура»
- «Проекты»
- «Комплексный анализ произведения»
На этапах работы с текстом использую разные стратегии чтения:
До чтения текста
С позиции пробуждения интереса к чтению считаю наиболее продуктивными следующие предтекстовые стратегии:
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечение вопроса»
- «Алфавит за круглым столом»
Во время чтения текста
Цель –понимание текста и создание его читательской интерпретации.
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение»).
- «Чтение про себя с вопросами».
- «Чтение про себя с остановками»
- «Чтение про себя с пометками».
После чтения текста
- «Отношение между вопросом и ответом»
- «Вопросы после текста»
- «Тайм-аут»
- «Проверочный лист» и др.
На уроках русского языка использую опорные схемы, по которым учащиеся должны сначала воспроизвести материал самостоятельно, обсудить друг с другом, прокомментировать, уметь объяснить, а главное уметь использовать при выполнении заданий. Несплошные тексты являются помощниками при изучении правил русского языка, учащиеся работают по готовым текстам, составляют их самостоятельно, применяют на практике. Приведу пример одного из вида работ на уроке. Тема: «Правописание букв И-Ы после приставок». Учащимся предлагается прочитать параграф учебника по теме урока, который представляет собой сплошной текст, воспроизвести его в виде опорной схемы. После взаимообсуждения создается общая схема по теме, учащиеся выполняют задания, опираясь на воспроизведенный материал.
Задания разного уровня: от простого к сложному. Учащиеся самостоятельно определяют для себя, чего они хотят достичь, но имея перед глазами материал, учатся выбирать оптимальный вариант решения:
1.Выделить орфограмму |
2.Вставить пропущенную букву и выделить орфограмму |
3.Составить слово и выделить орфограмму |
Сверхинтересный Изыскать
|
Меж…нститутский Пред…дущий |
Без-, имя Из-, искать |
Также эффективной является работа с текстом. Работа по тексту, если она правильно построена, помогает понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; осознавать содержание текста; фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); определять основную мысль текста, его стиль и тип речи; дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; предвосхищать возможное развитие основной мысли лингвистического текста; комментировать и оценивать информацию текста.
Решение коммуникативных задач осуществляется через такие стратегии:
- Спорные ситуации;
- Верное –неверное высказывание;
- Задачи с двумя правомерными пониманиями смысла;
- От малого к большому;
- Произношение слова из контекста;
- Разберись в ситуации;
- Задания на материале творческих работ учащихся и др.
Задания с недостающим условием помогают развивать аналитические навыки, воображение, логику, умение строить логику высказывания:
- Задание с выбором уточняющего вопроса;
- Задание на самостоятельную формулировку вопроса;
- Задание на постановку цепочки вопросов;
- Задания на постановку вопроса в ситуации обнаружения нескольких смыслов высказывания;
- Напиши слово правильно;
- Задание с выбором и обоснованием вопроса;
- Задания на умение выбрать вопрос, уточняющий условие задачи, и аргументировать свой выбор.
Коммуникативные игры учат задавать вопросы, отвечать на них, взаимодействовать с одноклассниками. Взаимообучение помогает развивать коммуникативные навыки, оказывает помощь в усвоении и применении знаний. На своих уроках использую разные коммуникативные игры:
- Да-Нет-ка;
- Прием задавания вопросов как способ организации занятия по внеклассному чтению;
- Где, в каком виде, почему?
- Я загадал… (литературного героя, литературное произведение, литературный жанр и т.д.);
- Всегда. Никогда. Иногда;
- Записка соседу по парте;
- Футбол почемучек;
- Отгадай часть речи и др.
Основными целями работы на уроках русского языка и литературы по формированию читательской грамотности являются: формирование умений понять тему сообщения, логику развития мысли; извлечь нужную информацию (полно или частично); проникнуть в смысл высказывания — слушание; формирование навыков изучающего чтения; умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение; умений осмыслить тему и основную мысль (идею) высказывания; научить собирать и систематизировать материал; составлять план, пользоваться различными типами речи; строить высказывание в определенном стиле; отбирать языковые средства; совершенствовать высказывание — письмо, говорение. Если данные умения формируются на уроках систематически, то при окончании школы, учащиеся овладевают ключевыми компетенциями: информационной, коммуникативной, кооперативной и проблемной.
Литература:
- Аналитический отчет "Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006". / http:// www.centeroko.ru
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018.
- Максимова Н.В. Понимай слово, действуя с ним. Омск, 2014
- Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15 летних школьников // Вопросы образования. – 2011. – №2. – с. 123-150.
Так же Вам может быть интересно:
КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ
Организация проектной деятельности в дошкольном учреждении
Дошкольниками про осень
Как учить стихи с ребенком