212D.RU

Рекомендации для учителя по развитию памяти у детей младшего школьного возраста

2241 Анна Недилько Статьи 3 года назад -1

Рекомендации для учителя по развитию памяти у детей младшего школьного возраста

Недилько Анна Сергеевна,  Легздинь Кристина Максимовна             студентки 21 группы специальности 44.02.02                                «Преподавание в начальных классах»                                                                                                         Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области Мезенский педагогический колледж - РФ, г.Орёл

Recommendations for teachers on the development of memory in primary school children

Nedilko Anna Sergeevna, Legzdin Kristina Maksimovna                           student of the 21st group of specialty 44.02.02                                                    "Teaching in primary schools»                                                                          Budgetary professional educational Institution of the Orel region Mezen Pedagogical College - Russia, Orel

Аннотация. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Работая над развитием памяти, проводя специальные игры и упражнения, мониторинги и диагностики, возможно, реально повысить успеваемость у учащихся и их учебную мотивацию.

Annotation. The improvement of memory in primary school age is primarily due to the acquisition in the course of educational activities of various methods and strategies of memorization associated with the organization and processing of memorized material. Working on the development of memory, conducting special games and exercises, monitoring and diagnostics, it is possible to really improve the performance of students and their learning motivation.

Ключевые слова: процесс запоминания; работа памяти; упражнения; приёмы; рекомендации; факторы.

Keywords: memorization process; memory work; exercises; techniques; recommendations; factors.

 

 

Память – одно из важнейших понятий в жизни человека, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта

Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Без систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. Особенностью долговременной памяти является то, что она практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

С началом обучения в школе, жизнь ребёнка, которая проходила в основном в игровой деятельности, кардинально меняется. Среди важных изменений в жизни ребенка следует, прежде всего, отметить целенаправленное включение в учебную ситуацию и становление учебной деятельности как ведущей, что в итоге сказывается на развитии личности и психики ребенка. Школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память. Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшего школьника – самая важная деятельность. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

* Запоминание;

* Хранение информации;

* Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения. .На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно, или запомнить, чтобы передать своими словами, и т.д. Однако исследования показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней.

При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.

В учении становится очевидной связь памяти и мышления. Мышление – это умение устанавливать связи между объектами окружающего мира. Оно включает в себя такие операции как: анализ, синтез, классификация, обобщение. Во время обучения оно выдвигается на передний̆ план из всех остальных познавательных функции. Еще до поступлении в школу должен состояться переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а уже в начальной школе - переход от наглядно образного мышления к словесно- логическому. «С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Результата мышления является мысль, выраженная в слове». Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приемами, способами запоминания.

Важнейший прием запоминания — деление текста на смысловые части, составление плана. В многочисленных психологических исследованиях подчеркивается, что при запоминании ученики I и II классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно трудно им делить текст на смысловые части по памяти, и делают они это лучше лишь когда непосредственно воспринимают текст. Поэтому с 1 класса работа по расчленению текста должна начинаться с того момента, когда дети в устной форме передают содержание картины, рассказа. Составление плана позволяет им осмыслить последовательность и взаимосвязь изучаемого (это может быть план решения сложной по содержанию арифметической задачи или литературного произведения), запомнить эту логическую последовательность и соответственно воспроизвести.

Самое главное - не познакомиться с как можно большим количеством частных приемов и способов, а понять общие факторы, по которым все они построены. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.  Факторы, которые лежат в основе любого эффективного запоминания, как:

Фактор желания

Для того чтобы запомнить информацию, нужно хотеть это сделать. Иметь четкое и осознанное намерение, ставить задачу запомнить. Как ни странно, огромный процент неудачного запоминания связан с тем, что ученик не ставил сознательную задачу - запомнить.

Фактор осознания.

Кроме желания необходимо подумать над мотивом - для чего пригодится запоминаемая информация, как и когда, придется ее использовать. Хорошо, если ребенок сможет осознать и поставить цель предстоящего запоминания. Для того чтобы запомнить информацию, нужно установить связь с уже имеющимися у ребенка знаниями или опытом. Другими словами, каждую новую единицу информации нельзя оставить не сцепленной ни с чем - нужно обязательно связать ее с чем-то. Если никакой связи не установлено, то отыскать ее в недрах памяти будет очень сложно. Для того чтобы информация была усвоена, у ребенка есть два пути: или ее зубрить, или же установить связь или связи и ограничиться одним-двумя повторами. Причем чем больше связей между двумя мыслями или фактами будет установлено, тем выше вероятность вспомнить одну информацию при помощи другой. При установлении каждой новой связи, в свою очередь, устанавливаются новые нервные связи, и чем больше таких связей, тем сцепление между фактами лучше. Связи могут быть двух основных видов - логические (смысловые) и ассоциативные (образные, абстрактные).

Фактор ярких впечатлений.

Чтобы запоминание произошло быстрее, а следы хранились как можно дольше, необходимо помочь детской памяти трансформировать запоминаемую информацию в комфортный для нее вид. Другими словами, любую информацию нужно постараться сделать такой, чтобы она выглядела как яркое впечатление.

Фактор хорошего внимания.

Без внимания нет запоминания. Восемьдесят процентов неуспеха в запоминании имеют отношение к недостаточно хорошему вниманию. Поэтому надо, во-первых, выработать навыки концентрации внимания, а во-вторых, никогда не забывать его, вовремя подключать. Применяя техники запоминания, необходимо помнить о следующем: техники - это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память. Младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.

Примеры упражнений.

Цветной ряд

Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка

Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Пары слов

Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка

Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.

Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Придумай

Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы

Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет.

Основные рекомендации.

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих).
  • Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.

Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Память- способность запечатлевать и сохранять впечатления, которая присутствует уже в раннем детстве и связана с эмоциональными впечатлениями. В детском возрасте память — это одна из основных психических функций ребенка, на которой базируются остальные функции. От применения в учебной деятельности упражнений на запоминание и развитие памяти, зависит уровень памяти младших школьников.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богословский, В. В. Общая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. В. Богословский А. А. Степанов, А. Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития человека// Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд – во Смысл, 2005.
  3. Мещенина, Т. А. Развитие памяти у младших школьников. Методические рекомендации для педагогов [Текст] / Т. А. Мещенина. - Нижневартовск, МАУ «Центр развития образования», 2015.
  4. Смирнов, А. А. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников. // Вопросы психологии [Текст] / А. А. Смирнов, З. М. Истомина, К. П. Мальцева, В. И. Самохвалова. 2014.

Скачать материал
Размер файла: 27.4 Кб

Так же Вам может быть интересно:

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев




Комментариев - нет.
Заказать
звонок