Технологическая карта Совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми Тема: «Урал – во время Великой Отечественной войны»
Технологическая карта
Совместной непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Тема: «Урал – во время Великой Отечественной войны»
Технология: познавательно-исследовательская деятельность.
Учебно-методический комплекс: «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова, «Развитие познавательных способностей дошкольников» Е.Е. Крашенникова, О.Л. Холодова, «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова.
Средства для продуктивной деятельности: листы синего картона формата А3, пластилин, тетрадь в клетку, простой карандаш.
Средства для физической деятельности: оборудование к подвижным и дидактическим играм.
Средства ИКТ: ноутбук, проектор, презентация.
Средства познавательной деятельности: карта завоевания Европы Германией, карта продвижения фашистов к Москве, карта Свердловской области.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций к книгам о войне, беседа о работе танкистов и летчиков на войне, экскурсии в краеведческий музей, посещение памятниых мест города, встреча с ветеранами. Чтение произведений о Великой Отечественной войне (С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»; Е. Благинина «Шинель»;Л. Касссиль «Памятник советскому солдату»;М. Пляцковский «Май сорок пятого года»; А. Митяев «Мешок овсянки»; А. Твардовский «Рассказ танкиста» и др.). Рассматривание картин и репродукций на тему войны. Экскурсия к «Вечному огню». Оформление тематической выставки: «Никто не забыт и нечто не забыто». Музыкально-литературный салон «Песни, с которыми мы победили», участие в шествии «Бессмертный полк».
Цель: сформировать у детей представления о военно-промышленном вкладе Урала в общую победу России в годы Великой Отечественной войны; создание условий для формирования у детей чувства уважения к защитникам Родины. Воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.
Задачи образовательной программы |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей |
- Расширять и обобщать знания детей о Великой Отечественной войне. - Развивать у детей познавательную активность и интерес к истории родного края. - Расширить представления о разных видах деятельности людей во время войны на фронте и в тылу. - Познакомить с боевой техникой, которая использовалась в годы Великой Отечественной войны. - Формировать интерес к героическому прошлому своей Родины. - Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам ВОВ. |
Продолжать обогащение словарного запаса слов. Формировать умение договариваться, помогать друг другу. |
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивация |
Ребята, на гостей вы посмотрите «Здравствуйте» вы им скажите Гости очень хороши, Улыбаются они. Вы им тоже улыбнитесь И ко мне все повернитесь. Каждый год 9 Мая наш народ отмечает День Победы. Что это за праздник, кто мне объяснит? Великая Отечественная война шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. |
Проявляют интерес, отвечают на вопросы. |
Постановка цели |
22 июня 1941 года на нашу страну напали враги – фашисты. Огромная, хорошо вооруженная фашистская армия покорила многие государства Европы и теперь стремилась покорить нашу великую Родину. Фашисты думали, что они самые главные в мире, а все остальные люди должны им подчиняться. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 4 года. На борьбу с фашистами поднялся весь народ. Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей страны. Войны Красной Армии и все жители Москвы проявили огромное мужество и отбросили врага далеко от столицы. В этой войне не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. - Как вы думает, что такое «подвиг»? - Как называют человека, совершившего подвиг? - А каким должен быть герой? |
Рассуждают, отвечают на вопросы.
Дидактическая игра «Каким должен быть герой» (Дети становятся в круг и передавая звезду, называют качества воина – защитника: смелый, умный, добрый, храбрый, отважный и т.п.) |
Анализ, сравнение, обсуждение |
Почти все мужчины ушли на фронт воевать с фашистскими захватчиками, а их жёны и дети ковали победу в тылу, им приходилось работать в тяжёлых условиях. Для победы над врагом надо было снабдить армию всем необходимым: оружием, продовольствием, одеждой. И в этом огромную роль сыграл наш регион – Урал. Во время войны Урал стали называть «опорный края державы». Наш регион был избран местом для эвакуации многих заводов из-за удобного географического расположения. Он находился вдалеке от фронта и поблизости от промышленных центров. Некоторые из орудий делали в городе Челябинске. Сейчас мы по клеточкам нарисуем орудие, которое делали в Челябинске. Открывайте тетради, начинаем работать. Вспомните, где у вас правая рука, где левая рука. Будьте внимательны. Начинаем: Отступите 1 клетки вправо и 6 клетки вниз, затем приступайте к диктанту: 3↑ 1→ 1↓ 6→ 2↑ 7→ 5↓ 5→ 1↓ 1→ 2↓ 2← 1↓ 1← 1↓ 8← 7← 1↑ 1← 1↑ 1← 2↑ 2→ 1↑ 5→ 2↑ 6← 1↓ 1← Что у вас получилось? (Танк) Да ребята, каждый 3 танк был собран в Челябинске, на Челябинском тракторном заводе. До войны на заводе делали трактора. Изготовление танков рабочие освоили за 33 дня, в очень короткие сроки. Поэтому Челябинск в годы войны называли еще и Танкоградом. На другом Челябинском заводе наладили выпуск другого известного артиллерийского орудия. «Катюша» – так в народе прозвали артиллерийское орудие, которое впервые использовали наши войска в битве под городом Смоленском. «Катюши» наводили страх и ужас на немецких солдат. Уральский завод тяжелого машиностроения превратился в мастерскую по производству бронетехники. Всего за годы войны заводом Уралмаш было выпущено тысячи бронекорпусов для различных боевых машин, башен тяжелого танка «Клим Ворошилов», самоходных артиллерийских установок (в основном СУ-122, СУ-85), танк Т-34. А до войны на заводе выпускали экскаваторы. Мой дедушка с первых дней войны был направлен на этот завод. Так как он работал в деревне на тракторе и умел его ремонтировать. На заводе дедушка собирал гусеницы для танков. А перед заводом «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле, вообще, поставили сложнейшую задачу. За десять дней демонтировать и поставить на длительное время все оборудование, и приготовится к танковому производству. 20 декабря 1941 года рабочие отправили на фронт первую партию танков Т-34. В течение всей войны не только увеличивалось количество выпускаемых танков, но и шла напряженная работа по улучшению их качества. Танки Т-34 в первые же дни войны показали свои преимущества перед немецкой бронетехникой. Его было труднее подбить, не каждый снаряд мог пробить его прочную броню. Мощный двигатель, маневренность, легкость – вот главные его достоинства. В наше время танк Т-34 можно увидеть возле проходной «Уралвагонзавода», именно там находится памятник этой легендарной боевой машине. И в нашем городе во время Отечественной войны заводы были переоборудованы. Во время войны в сотнях и даже в тысячах танков стояли фрикционные кольца, тормозные ленты и диски сцепления, выпущенные заводом «УралАТИ». Без этих деталей ни один танк не сможет не то чтобы маневрировать, сдвинуться с места. Эти и другие важнейшие изделия выпускались только нашим заводом. Но не только танки выпускали на этом заводе, но еще и производили авиабомбы, снаряды, а также корпуса самолетов ИЛ-2. |
Просмотр презентации. Проявляют интерес.
Самостоятельно рисуют графический диктант (танк).
|
Динамическая пауза |
Ну а после работы можно и отдохнуть, полетать на самолете. Двигательная гимнастика «Полетать на самолете» Самолет летит по небу, Крылья подставляя ветру. Он легонечко парит И по воздуху кружит. А теперь пора спускаться На посадку приземляться. Опустились мы легонько И садимся потихоньку. |
Дети повторяют движения. |
Закрепление полученного материала |
-Кто самый главный на самолёте? (Пилот) Самый главный на самолете – пилот, он управляет самолетом. Пилот должен многое знать: как устроен самолет, как работают двигатели, как бороться с непогодой. - Кто ещё работает на самолёте? (Штурман). Он проверяет по особым приборам, в каком направлении летит самолет. -Кто следит за работой моторов? (Бортинженер). Он следит за работой моторов. По звуку мотора он может определить, хорошо или плохо работает мотор. - Что есть у самолёта? (Крылья, пропеллер, хвост, кабина, где находятся пилот, штурман и бортинженер) Обращаю внимание на заготовки с фоном неба и облаков, которые лежат на столах у детей. Предлагаю запустить в наше небо самолёт. Но нам его нужно сначала слепить. Как нам слепить самолёт? 1) Пластилин делим на 3 части. 2) Из первой части лепим колбаску, один конец которого заостряем, а другой конец – закругляем. Это будет корпус. Прилепляем корпус самолёта на фон. 3) Из второй и третьей частей лепим овальную колбаску, приплющиваем - это будут крылья. При вытягивании таких элементов как крылья, постарайтесь, чтобы крылья были одинаковыми по размерам друг с другом, тогда ваш самолёт будет аккуратнее. Соединяем крылья с корпусом. 4) Из пластилина другого цвета можно вылепить пропеллер и иллюминаторы. Иллюминаторы лепим из маленьких сплющенных шариков. Наш самолёт готов. Пальчиковая гимнастика Не допустят к нам войну (обе ладони от себя) Защитят свою страну (руки соединить между собой) Пограничник, вертолетчик, (сгибаем пальцы) Врач военный и танкист А еще десантник, летчик Снайпер и артиллерист. |
Самостоятельная лепка барельефная «Самолеты».
Дети повторяют движения. |
Рефлексия |
- Дети скажите, почему война «страшное» слово? - А на войне воевали только мужчины? - Ребята, а у кого дедушки и бабушки воевали на войне? - А сейчас у нас есть защитники? Сегодня я бы хотела подарить вам вот таких замечательных птиц–голубей. Они символизируют мир на земле. Кому сегодня было интересно то, голубей прикрепить в небо, а кому не понравилось – посадите их на дорожку. Мир – это главное слово на свете, Мир – очень нужен нашей планете, Мир – нужен взрослым, Мир – нужен детям, Мир – нужен всем на этой планете |
Рассуждают, отвечают на вопросы.
|
Открытость |
- Ребята, я вам предлагаю 9 Мая сходить с родителями на Парад Победы и поучаствовать в акции «Бессмертный полк». И обязательно в этот день поблагодарить ветеранов за наше мирное небо над головой. |
|
Так же Вам может быть интересно:
Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста "Мой любимый детский сад"
Чистоговорки
Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»
Правила поведения в обществе