«Выявление и поддержка талантливых и одарённых детей»
Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особое внимание педагогов. Чем раньше педагог обнаружит преимущества в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие.
Каждый ребёнок с рождения обладает определенными способностями и задатками. Однако не все они развиваются. Впоследствии нераскрытые способности постепенно утрачиваются. Поэтому процент одарённых детей с возрастом резко снижается: в 10 лет - 60-70%, в 14 лет - 30-40%, в17лет - 15-20%.
Одной из приоритетных задач начального образования является выявление и поддержка одарённых детей. Учитель должен увидеть не только способности каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, но и умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на начальном этапе работы с детьми может заметить определенные способности, благодаря которым дети будут выделяться среди своих сверстников. Педагог, при наблюдении за учениками при выполнении учебных задач, во всех видах речевой деятельности, постепенно увидит быстрое осмысление и переосмысление информации - у одних, запоминание, удерживание в памяти полученной информации - у других, легкость усвоения материала и концентрацию внимания – у третьих.
Перед учителем начальной школы ставится задача не только увидеть способности каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, но и умело их развивать и применять на практике.
Талантливых, одарённых детей можно выделить в три категории:
1) Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (чаще всего это дети младшего школьного возраста).
2) Дети с признаками специальной умственной одарённости – в определенной области науки (подростковый возраст).
3) Учащиеся, не достигшие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Реализация творческих способностей одарённых детей зависит не только от школы и учителя, но и от других факторов. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок самостоятельно мог найти в ней информацию, постоянно расширять зону своего ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого в школе должны работать различные кружки, секции по разным направлениям, внеурочная деятельность. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования.
Цель работы учителя начальных классов – обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, через решение следующих задач:
1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.
2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
3. Организация системы исследовательской работы учащихся.
Развития способностей ребёнка невозможно без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы и активного участия родителей.
Востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в начальной школе является проектирование.
В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Работа с семьями одарённых детей должна быть направлена на просвещение родителей по вопросам одарённости и проблемам, связанным с ней. Родителей необходимо информировать об их одаренных детях, их преимуществах и уязвимости и перспективах развития. Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования.
Формирование и развитие качеств одарённых детей можно рассматривать как залог будущих выдающихся достижений, следовательно, и как специальную педагогическую задачу по развитию творческих способностей.
В определении их выбора помощниками должны быть родители. Родители должны поддерживать участие детей в различных конкурсах, олимпиадах, так как они тоже стимулируют развитие одарённых детей.
Дайте понять ребёнку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой - то особый талант.
Так же Вам может быть интересно:
Педагогический проект "Речевая культура"
Дифференциация звуков [с]-[ш]
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды
«Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников как одно из условий формирования экологических представлений дошкольников»