"Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ"
Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ
Часть I
Способности ребенка дошкольного возраста и условия их развития
Именно творческая деятельность человека
делает его существом, обращенным к будущему,
созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем, имеется острая потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного осуществлять инновационные процессы и участвовать в них.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначена такая задача, как развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка в качестве субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
В современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется развитию способностей личности. Этой проблеме посвящены работы Е.А. Глуховской, С.Р. Евинзон, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой, Л.В. Мещеряковой, В.Ф. Овчинникова, В.Г. Рындак и др. С.Л. Рубинштейн под способностями понимает свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких- либо видов общественно полезной деятельности. Способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Широко известно определение способностей, данное Б.М. Тепловым. Он определял способности как индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения. Рассматривая структуру способностей, С.Л. Рубинштейн выделял два основных компонента: «операциональный» – отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» – психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. В контексте точки зрения С.Л. Рубинштейна находится теория В.Д. Шадрикова, согласно которой способность определяется как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности».
Анализ многочисленных определений способностей, представленных в психолого-педагогической литературе, позволяет рассматривать их как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
В индивидуально-психологические особенности личности входит совокупность психических процессов, а также двигательных навыков, степень работоспособности и волевой саморегуляции. К ним относятся все познавательные процессы (восприятие, память, воображение, мышление), регуляторные процессы (эмоции и чувства), а также волевые качества личности. Индивидуальность человека, его характер и способности зависят от степени развития и своеобразного сочетания названных выше процессов, которые сначала складываются и формируются стихийно в раннем детстве под воздействием социальных факторов и природных задатков, а затем развиваются в разных видах деятельности и входят в структуру как общих, так и специальных способностей.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3–4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие.
Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3–4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться, затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником. Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.
Дошкольник включается в многообразные виды деятельности – игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, играющие важную роль в конкретных видах деятельности – художественные, литературные, музыкальные конструктивно-технические и др. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования.
Для дошкольного периода характерны такие специальные способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
Проанализируем основные условия развития способностей ребенка.
Развитие способностей личности человека происходит в деятельности. Но сама по себе деятельность не может автоматически развивать способности личности, для этого необходимы некоторые условия.
1. Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и постоянные положительные эмоции, приносить радость. Ребенок должен испытывать чувство приятного удовлетворения от своей деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственному желанию, без принуждения осуществлять ее, что, конечно же, способствует развитию способностей его личности. В связи с тем, что развитие способностей личности человека может быть только в сочетании с искренним интересом и непреходящими склонностями, то, соответственно, родителям и воспитателям (учителям) необходимо активировать интересы детей. Если ребенка по-настоящему заинтересовать каким-либо делом, то очень скоро (часто неожиданно для других) эти интересы и склонности всецело захватывают ребенка, что, в свою очередь, положительно отражается на развитии способностей человека.
2. Очень важно для развития способностей, чтобы деятельность ребенка была по возможности творческой, при этом большую роль в развитии способностей личности ребенка играют различные кружки и секции. Родители зачастую допускают ошибку в виде проекции собственных желаний (зачастую неудавшихся) на ребенка (например, родитель хотел стать пианистом, но по каким- либо причинам не вышло, и он всеми силами заставляет заниматься музыкой своего ребенка), что крайне нежелательно. Кружки и секции, если сразу не удается выявить наклонности, нужно, по возможности, разнообразить, обращая внимание на интерес ребенка.
3. Для развития способностей личности ребенка также очень важно организовать его деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности. Развивая способности личности, нужно воспитывать у детей требовательность и умение критически относиться к себе, настойчивость в преодолении трудностей. Очень важно формировать у них правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать и противопоставлять их другим детям.
Таким образом, для развития способностей ребенка взрослому (родителю, педагогу) необходимо искренне интересоваться ребенком, заниматься с ним, вместе выполнять какую-либо работу, задания, уделять им как можно больше времени.
Часть II
Особенности проявления творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1. Сущность творческих способностей
На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители и педагоги уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: у кого-то с младенчества проявляются яркие творческие способности, а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству.
Творчество (креативность) – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что‐то новое, оригинальное. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.
Творчество заключается в:
- способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;
- позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;
- процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.
Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:
- замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);
- за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;
- без труда ассоциировать отдаленные понятия;
- стремление познавать;
- применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;
- целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;
- самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;
- образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников.
Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:
- умение правильно передать положение объекта в пространстве;
- полнота содержания изображения;
- эмоциональность созданного образа;
- умение раскрыть задуманный сюжет.
Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.
Теплая атмосфера в семье, дружные отношения в детском саду – важная предпосылка для развития творческих способностей у детей. Родители и педагоги должны постоянно стимулировать ребенка к творчеству, не осуждать и сочувствовать в случае провала, а сдержанно относиться к любым выдумкам ребенка, пусть они кажутся нелепыми и странными.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Стоит помнить, что каждый ребенок талантлив, индивидуален, он может стать «звёздочкой» и «зажигать» своей неповторимостью, энергией, способностью окружающих. Стать чуткой, доброжелательной, отзывчивой, творческой, успешной личностью. Творческий ребенок – думающий ребенок, у него развито восприятие окружающего мира. Такие дети, как показывает диагностика, мало болеют простудными заболеваниями, т.к. у них развивается позитивное отношение ко всему происходящему.
Поэтому проблема развития творческих способностей стоит сейчас очень остро.
2.2. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте
Творческий потенциал личности рассматривается как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении, саморазвитии и самореализации на основе нравственных ценностей.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества, которые определяют успешность выполнения человеком творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т.д. В психологии принято связывать способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления.
Развитие творческого мышления у малышей дошкольного возраста предполагает формирование таких качеств мышления:
- ассоциативность;
- диалектичность;
- системность.
Ассоциативность – это способность определять связь и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности детское мышление становится эластичным и нестандартным.
Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления. Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность, т. е. способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. Развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Мышление считается тем более творческим, чем более отдаленными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, они должны в свою очередь отвечать требованиям задачи и характеризоваться полезностью.
Таким образом, одной из основных психолого-педагогических задач по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Также существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества. Часто открытия рождаются при соединении, казалось бы, несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ их разрешения позволяет диалектичность мышления.
Необходимым качеством творческого мышления является диалектичность мышления, задачами формирования которого в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении.
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия.
3. Формирование умения разрешать противоречия.
Еще одно качество, формирующее творческое мышление, – это системность. Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Обозначим задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
В последние годы в психологии и педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность изучения данного феномена определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность, начиная с самого раннего возраста
2.3. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте
Воображение неотделимо от творческой деятельности человека, от его поведения. Творческое воображение очень важно развивать именно в дошкольном возрасте. Творческое воображение не может сформироваться само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений. Воспитание в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения ребенка. Творческое воображение помогает создавать новые образы, совершенно отличные от тех, которые хранятся в памяти человека. Оно представляет собой активный познавательный процесс, результатом которого становится появление новых образов и предметов действительности, продуктов деятельности.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.
Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.
На бытовом уровне воображение – это все нереальное, несуществующее и поэтому не имеющее абсолютно никакой фактической пользы. А вот с точки зрения науки воображение – это умение представить объект, которого нет рядом или не бывает в принципе, удерживать его в сознании и совершать с ним какие-либо действия.
Различают четыре степени активности воображения:
- самая низкая активность выражается во сне, когда восприятие не зависит от сознательных желаний человека;
- более активная степень проявляется в приятных грезах;
- еще активнее воображение во время чтения, прослушивания литературных произведений или музыки, когда на основе слухового восприятия или словесного описания создаются образы;
- наивысшая степень воображения реализуется в творческой деятельности.
Творческое воображение – это рождение абсолютно нового образа, которого до сих пор не было. Существует несколько основных приемов творческого воображения:
- Агглютинация (с греческого языка – «склеивание») – прием, с помощью которого созданы персонажи многих мифов и сказок. Например, кентавр - конь с головой мужчины, избушка Бабы Яги – домик на курьих ножках.
- Акцентирование – подчеркивание какой-то характеристики объекта, в результате чего он становится непропорциональным. Этот прием выделяет самое существенное в каждом отдельном образе (например, слишком длинный нос у Буратино). Если акцентирование переносится на целый образ и увеличивает его – это гипербола (огромная репка, которую с трудом вытянули из земли все герои сказки «Репка»), а если уменьшает – это литота (миниатюрная девочка Дюймовочка).
Разумеется, дети дошкольного возраста не знают, как называются приемы творческого воображения. Однако малышей с раннего детства знакомят с ними родители, читающие сказки. А со временем дети активно используют эти приемы для создания выдуманных персонажей собственных сказок и рисунков.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста проходит в процессе игры. Манипулируя реальными предметами, ребенок выдумывает фантазийную ситуацию. Так ребенок, оседлав палочку, воображает себя всадником на лошади. При этом ребенок не в состоянии представить лошадь, если нет подходящего предмета, на котором можно «скакать».
Для детей среднего дошкольного возраста важно, чтобы объект-заместитель имел определенное сходство с объектом, который он замещает. Например, играя в фею, девочка берет в руки веточку в качестве волшебной палочки. У детей постарше воображение может отталкиваться от объекта, который имеет мало общего с замещаемым (ребенок играет с флаконом из-под шампуня, представляя, что это лодочка).
Постепенно надобность во внешней опоре пропадает, а игровое действие может совершаться с объектом, которого просто нет. Этот объект наделяется новым смыслом, а действия совершаются в уме, а не в реальности. В этот момент происходит перерождение воображения в психический процесс, а придуманная ситуация воплощается в жизнь во внутреннем мире маленького человека.
Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются
Так же Вам может быть интересно:
Подвижные игры
Игры для гиперактивных детей
Игры для развития пассивного словаря
«Волшебница-вода». Конспект занятия по ОО «Познание». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе