Осуществление личностно- ориентированного подхода в коррекции речевых нарушений
Веянием современной социальной педагогики является личностно- ориентированный подход, реализуемый во всех звеньях образовательной системы.
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Индивидуальность – обобщённая характеристика особенностей человека, которая формируется как на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания, так и, одновременно, (главное для человека) в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В обучении учёт индивидуальности означает максимальное раскрытие возможностей каждого ученика, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей.
При таком подходе необходимо строить весь образовательный процесс: необходимо наличие специального дидактического обеспечения, реализующего принцип субъективности образования, иные формы контроля за личностным развитием ученика, т.е. контроль не только результата, но главным образом, процесса учения, рефлексии и многое другое.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированный подход.
Индивидуальность – обобщающая характеристика особенностей в т.ч. и речевых каждого ребёнка.
Как осуществляется индивидуально-личностный подход в процессе коррекции речевых нарушений в условиях школьного логопункта.
Одной из главных особенностей логопедической работы в школе является индивидуализация коррекционно-логопедического воздействия, дифференцированный подход, предполагающий учёт особенностей высшей нервной деятельности конкретного ребёнка, причин и механизмов, симптоматики речевого нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и прочих индивидуальных особенностей ребёнка.
Как же при этом осуществляется индивидуально-личностный подход в логопедической практике?
Логопедическая работа начинается с всестороннего обследования ребёнка, сбора подробного анамнеза. Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах учащихся служит основой для получения общей картины этиопатогенеза (причин и механизма) нарушений речи у детей, объективных данных об индивидуальных особенностях ребёнка, сведений о коррекционной работе, если таковая проводилась ранее до поступления в школу, а также речевом окружении, социуме ребёнка.
Логопедическое обследование (полное и всестороннее) проводится на начало года для каждого, а не только для вновь прибывших с целью установления полной клинической и структурно-лингвистической картины имеющегося речевого дефекта. Проводится в индивидуальной форме; результаты обследования на начало года заносятся в речевую карту (и в речевой профиль класса). Туда же вносятся краткие записи в течение года, отмечаются изменения в речевом статусе.
На конец учебного года проводится итоговое логопедическое обследование, фиксируются результаты коррекционной работы за год с данным ребёнком, анализ, динамика речевого развития ребёнка в сравнении с самим собой, а не с другими детьми, что также характерно для личностно-ориентированной системы обучения (т.е. сравнение по вертикали, а не по горизонтали).
На основе данных всестороннего обследования составляется индивидуальный план коррекционных мероприятий для каждого учащегося, учитывающий программные требования соответствующего класса, а также структуру, особенности речевого дефекта этого ученика, проводится деление детей на подгруппы, группы и индивидуально, что позволяет в дальнейшем реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедических занятий.
Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку в отдельности. Это связано с тем, что нет абсолютно одинаковых речевых нарушений: у каждого свои, только ему присущие индивидуальные затруднения, моторные особенности речевого аппарата, слуховое внимание, восприятие, темпы продвижения, компенсаторные возможности и многое другое.
Цель индивидуальных занятий – формирование первичных навыков правильной речи: постановка и автоматизация дефектных звуков, развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, формирование
Так же Вам может быть интересно:
Профессиональный стандарт педагога
Птички из бумаги
Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём
Педагогическая технология "Клубный час" как средство развития саморегуляции поведения у дошкольников