Мозговой штурм (деловая игра) «Видение проведения организованной образовательной деятельности»
Подготовила: зам. зав. по УВР Колесниченко О.В.
Провела: воспитатель Аксенова О.Н.
Цель:
• уточнение знаний педагогов, компетентность в видении проведения организованной образовательной деятельности
Задачи
• развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
• контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
• активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;
• активизировать формы организации и проведения мозгового штурма в ДОУ
• совершенствовать работу в детском саду по организации обучения воспитанников ДОУ.
Правила:
• уметь слушать других;
• вырабатывать общее решение вопроса;
• принимать активное участие в игре;
• соблюдать культуру речи и тактичность;
• придерживаться регламента.
3. Атрибуты игры:
Презентация
Перед тем как мы начнём наш мозговой штурм предлагаю Вам сначала разогреться и ответить на следующие предположения нестандартными способами:
-Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши.
-Если вы полагаете, что для взрослых более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
-Если вы уверенны, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа.
- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой.
- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой.
- Если вы предполагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
Ведущий определяет группы
Генераторы идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Ведущий напоминает правила игры, поясняет о том, что в ходе игры роль групп будет меняться.)
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения воспитанников осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Важной задачей каждого педагога при реализации ФГОС ДО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов и приемов, педагогических технологий, активизирующих активность и деятельность ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому деятельностный подход так востребован в организации образовательного процесса в ДОУ при реализации требований ФГОС.
В рамках деятельностного подхода деятельность рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются и перестраиваются психические процессы, и возникают личностные новообразования.
Деятельностный подход в образовании – это методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Именно поэтому многие программы ДОУ сегодня вносят понятие игровые развивающие занятия.
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
При проектировании занятий, воспитатель должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения (задание 1. Сравнить ):
- Занятие традиционное
- Занятие современное
- Определение содержания
Специально организованная форма учебной деятельности, направленная на познавательную активность ребенка и реализацию определенной части учебной программы. Отражает структурные компоненты процесса обучения (педагогическая цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Социально организованная воспитателем специфическая детская подразумевающая их активность, деловое взаимодействие накопление детьми определенной информации об окружающем, формирование определенных знаний, умений, навыков.
Занятие – занимательное совместно со взрослым дело.
Взаимоотношение «Взрослый - ребенок»
Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Ведущая роль принадлежит воспитателю, который руководит и управляет ребенком, организует процесс передачи и усвоение учебного материала. Отслеживает уровень развития каждого ребенка. Взрослый – главный.
Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Каждый в равной степени ценен. Ребенок и взрослый – равноправные носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Взрослый включен в деятельность наравне с детьми.
Позиция активности «Взрослый - ребенок»
Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит). Педагог – информатор, педагог – передатчик готовых знаний. Усвоение и воспроизведение готовых знаний. Позиция педагога – «над». Он водит рукой ребенка, сам делает за ребенка.
Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. Педагог - организатор, педагог – координатор, инициатор детской деятельности. Педагог – участник совместной деятельности. Ребенок сам выбирает наиболее интересующие его задания по смыслу и форме и тем самым наиболее активно проявляет себя. Позиция взрослого не над, не сверху, а рядом. Взрослый – помощник ребенка. Деятельность является главной, а не преподавание. Педагог имеет право на импровизацию следуя за инициативой детей.
Основная модель организации образовательного процесса
Учебная, имеющая четкие временные рамки, направленная на решение образовательных, развивающих, воспитательных задач. Если педагог их не решил, то это показатель его неэффективной деятельности (авторитарная педагогика).
Совместная деятельность взрослого и ребенка. Свободное общение взрослого и детей во время деятельности при соответствии организации пространства(точка удивления – новый элемент ППРС)
Основная форма работы с детьми
Занятие (классическое, комплексное, интегрированное, нетрадиционные формы организации обучения). Обучение носит программный характер. Для воспитателя является обязательным полное выполнение программы. Имеет четкую структуру (начало занятия, ход, окончание)
Рассматривание, наблюдения, беседа – ситуативный разговор, экспериментирование, исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, решение проблемные ситуации, использование ИКТ и т.д. Организовано через детские виды деятельности (игровая, коммуникативная, конструирование, познавательно – исследовательская и т.д.)
Методы обучения
Прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных). Дидактическая задача – образец выполнения задания – направляет деятельность детей на достижение результата (будем учиться рисовать дерево)
Опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). Собирает данные об уровне развития, организует формирует РППС для активизации интереса ребенка, использует ее в деятельности детей через общение. Главное – создать условия.
Мотивы обучения
Не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Педагог использует игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных занятий.
Связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
Численный состав
Все дети обязательно должны присутствовать на занятии. Группа – основная организационная форма объединения детей на занятии. Все дети приблизительно одного возраста, уровня подготовки.
Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. Совместная деятельность педагога с детьми представляет собой деятельность с одним ребенком, с подгруппой детей, с целой группой детей.
Планирование образовательной деятельности
Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. Педагог отрабатывает раннее запрограммированное содержание, раннее заложенную программу (план) не ориентируясь на обратную связь и востребованности материалов детьми.
Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично для заимствования фактического материала (например интересных сведений о ком-то, чем -то), отдельных методов и приемов и др. Но не как «готовый образец образовательного процесса». Открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе). Гибкое (плавающее) планирование (модель «трех вопросов»). Тематическая неделя (нетрадиционная модель - тематический образовательный проект).
Задание 2. (жеребьёвка групп)
Обыграть современную технологию:
Интерактивная технология «Карусель».
Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми. технология формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.
Пример: Интерактивной технологии «Карусель»
Дети договариваются, кто из пары будет стоять во внешнем, а кто во внутреннем круге. Дети внутреннего круга остаются на месте, а те, кто во внешнем круге после каждого диалога делают шаг вправо и оказываются перед новым собеседником.
Воспитатель: А теперь давайте посмотри, знаете ли вы перелетных птиц и зимующих. Для этого вам нужно встать в карусель разделитесь на пары и договоритесь, кто будет во внутреннем круге, а кто во внешнем. Те дети которые стоят во внутреннем круге, возьмите картинки с птицами, и вы будете задавать вопрос-какая это птица зимующая или перелетная? А кто стоит во внешнем кругу будут отвечать, дети, стоящие во внешнем круге должны ответить правильный ответ или нет. Затем дети меняются и берут другие картинки.
Пример: Интерактивной технологии « Карусель».
Педагог: А сейчас Дед Буквоед предлагает вам поиграть в игру «Карусель». Для того вам необходимо найти себе пару и договорится, кто будут во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Договариваются, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем, вспоминают правила сотрудничества: дослушать ответы, в случае необходимости исправлять ошибки, осуществлять переход по хлопку.
Дети, стоящие во внутреннем круге, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный.
Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.
Педагог: Вам понравилась наша «Карусель», катаясь, вы, вспомнили, что согласные звуки могут быть…(твердыми и мягкими).
Интерактивная технология «Аквариум» .
Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий.
Пример: интерактивной технологии «Аквариум».
Педагог: А здесь, что за спор, что случилось друзья, но в ответ только «я»,» «я»…Поможем разобраться, кому поселиться в этом домике, а чтобы это узнать, надо разделиться на две группы. Всего вас восемь человек, значит, в каждой группе должно быть (четыре человека). Договоритесь, кто с кем будет в группе, и решите какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «Наблюдателей». Договариваются, кто будет выполнять задание, а кто будет в роли «наблюдателя», уточняют правила сотрудничества.
Педагог: В этом доме могут поселиться только те животные, название которых подойдет к данной схеме.
Дети проводят звуковой анализ слова и активно взаимодействуя, выясняют кто в домике.
Давайте право для анализа предоставим группе «наблюдателей».
Вы согласны, что в этом домике может жить волк, докажите, но сначала договоритесь, кто же будет отвечать? (волк, потому что в этом слове четыре звука, один гласный и три твердых согласных).
Пример: Интерактивной технологии «Аквариум».
Педагог: Продолжим наш путь, а здесь ветер пошалил и слова разбросал. Соберите слова таким образом, чтобы у вас получилось предложение. Давайте это сделаем в «Аквариуме». Вам необходимо разделиться на две группы, договоритесь, кто с кем будет в группе. Договоритесь, какая группа будет выполнять задание, а какая будет находиться в роли наблюдателей. Составьте слова таким образом, чтобы у вас получилось предложение. Обсудите и поставьте в конце предложения знак, какой посчитаете нужным. Выполнив задание, договоритесь, кто прочитает предложение с нужной интонацией. Наблюдатели, проанализируйте, правильно ли дети выполнили задание, дружно ли они работали.
Задание 3. Показателями правильного проведения занятия являются?
1) активное участие и заинтересованность всех детей;
2) постепенное увеличение длительности периода непрерывной активности и уменьшение числа отвлечений;
3) достижение поставленной цели;
4) отсутствие признаков утомления;
5) использование детьми в самостоятельной деятельности умений, полученных во время занятий.)
Задание 4. Упражнение «Забавный штурм»
Сейчас вам предлагаю проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов на занятии.
Задание 5. Перечислите "Основные принципы обучения в детском саду".
1)Основная форма обучения в детском саду (занятие )
2) В этом принципе проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым (развивающее обучение)
3) Сущность этого принципа состоит в том, что в сознании ребенка должны проникать реальные знания, правильно отражающие действительность. На занятиях воспитатель определенно формирует у детей конкретные представления, знания об окружающем мире, которые не вступают в противоречие с теми, что будет давать школа (научность)
4) Этот принцип учит что материал для детей, должен быть ему понятен, а также определенно соответствовать развитию ребенка (доступность)
5)Это принцип применяется на занятиях прежде всего для сообщением детям новых знаний, а также при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей (наглядность)
6) Этот принцип дает понять, что дети дошкольного возраста отличаются друг от друга во всем, и быстроте мышления, поведению и т. д. Что у детей объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания. (индивидуальность)
7) Этот принцип предполагает изучение учебного материала таким образом, чтобы усвоение нового опиралось бы на имеющиеся у детей знания и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности детей. (систематичность)
Задание 6.Так что же для нас современное занятие ?
Синквейн (ответ первой и второй команды):
1- одно слово существительное.
2-два прилагательных, раскрывающих тему.
3-три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
4-целая фраза, предложение.
5-последняя фраза (слово-вывод)
Современное занятие - познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация…Времена, когда педагоги заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации занятия миновали. Время «готовых» занятий постепенноотходит. Участниками образовательного процесса попрежнему являются педагог и воспитанник. И сколько бы ни говорили о равенстве их позиций, взрослый как был, таки остается главным действующим лицом на любом занятии: он задает тон, создает рабочую атмосферу, прививает интерес и стремление к познанию. Поэтому современное занятие должно проектироваться педагогом – личностью, у которого дети будут учиться с удовольствием!
Так же Вам может быть интересно:
План конспект "Дары природы"
Десять примеров сложения до 10
Презентация занятия по экологии в младшей группе
Огонь наш друг, огонь наш враг