Использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности в области «Музыка» в дошкольном образовательном учреждении.
Использование информационно-коммуникационных технологий в непосредственно-образовательной деятельности в области «Музыка» в дошкольном образовательном учреждении.
Анализируя события, происходящие в стране в области образования, мы видим, почему в последние пять лет, ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
- Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
- Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
- Реализация программы «Электронная Россия»
- Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
- Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
- Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
- Формирование социальных сетей и др.
Все эти события приводят к изменениям в содержании, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
На сегодняшний день федеральные государственные стандарты обязывают дошкольные ОУ вводить ИКТ как в игры, так и в обучение воспитанников. Не могло не коснуться внедрение ИКТ и сферы музыкальной деятельности дошкольников.
Если говорить о роли ИКТ в образовательной деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях, несомненно, с его помощью активизируется познавательная деятельность детей, возрастает интерес к получению новых знаний, а так же оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей.
1. Возможности ИКТ в музыкально-ритмической деятельности.
2. Возможности ИКТ при слушании музыкальных произведений.
3. Возможности ИКТ в распевании и пении.
4. Возможности ИКТ при показе пальчиковой гимнастики.
5. Возможности ИКТ при разучивании танца и отдельных танцевальных элементов.
6. Возможности ИКТ при разработке дидактических игр для музыкальных занятий.
7. Возможности ИКТ при знакомстве детей с музыкальными инструментами.
Подробнее остановимся на каждом из них.
1. Возможности ИКТ в музыкально-ритмической деятельности.
Музыкальное занятие, как правило, начинается с приветствия, уже на самом начальном этапе можно внести один из компонентов ИКТ – презентацию, тематическое направление которой будет отражать тему занятия. Она не обязательно должна быть объёмной, это могут быть один-два слайда, которые можно использовать в качестве тематической заставки.
Следующим этапом музыкального занятия являются музыкально-ритмические движения. Для того чтобы дошкольники правильно понимали поставленные перед ними задачи можно использовать презентацию в содержание которой будут входить аудио и видео фрагменты.
Например, если необходимо чтобы дети под марш прошли по залу, соблюдая характерные для марша ритм, чёткость движений, правильно передавали образ музыкального произведения можно с помощью презентации разработанной в программе PowerPoint:
а) рассмотреть иллюстрации, на которых будут изображены марширующие дети, солдаты;
б) воспроизвести аудио запись марша в разных исполнениях;
в) воспроизвести видеозапись, на которой можно показать детям, как маршируют солдаты на параде, тем самым воодушевив ребят на исполнение музыкально-ритмического движения.
Если занятие предусматривает в качестве музыкально-ритмического движения махи руками, например движение «Крылья», в данном случае также можно для лучшего восприятия, усвоения материала использовать презентацию, в содержании которой будет представлен аудио материал, соответствующий тематике, иллюстрационный материал, так же соответствующий тематике.
В качестве наглядного примера можно использовать иллюстрации птиц, образно передающих взмах крыла, полёт; иллюстрации бабочек. Стоить отметить, что анимированные иллюстрации детям нравятся больше, чем традиционные. Нужно учитывать один нюанс, что если мы детям покажем иллюстрацию лебедя, то и взмах должен быть характерным, т.е. есть неторопливым, широким. Соответственно если на экране воспроизводиться иллюстрация воробья, взмах крыльев в таком случае имеет прямо противоположный характер.
2. Возможности ИКТ при слушании музыкальных произведений.
Следующий этап музыкального занятия – это слушание музыкальных произведений. Для лучшего восприятия прослушиваемого произведения рекомендуется применять мультимедийные презентации, клип.
Яркий пример в данном случае - ряд презентаций разработанных для ознакомления с «Детским альбомом» Петра Ильича Чайковского для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация начинается с красочного слайда, на котором изображено солнышко с названием презентации, от которого расходятся лучики, на конце каждого – нотка. Каждая нотка на головном слайде, содержит презентацию об одном из музыкальных произведений из «Детского альбома». Скрипичный ключ на головном слайде - презентация с описанием «Детского альбома», анимированная книжечка в конце каждой презентации - это переход на головной слайд, нотка – музыкальный фрагмент, двойная нотка – видео фрагмент, который дает возможность увидеть на видео не только мультипликационный фрагмент, но и исполнение произведений П.И. Чайковского маленькими музыкантами. Таким образом, мы знакомим детей с пьесами из «Детского альбома».
Так как презентация ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, информационного текста она не содержит.
Каждая презентация, посвящённая одной из пьес «Детского альбома» содержит иллюстрационный материал, аудио и видео сопровождение, для лучшего восприятия и освоения и закрепления материала.
Проверить степень освоения материала поможет игра «Угадай», которую можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Задача детей, угадать к какому музыкальному произведению относится предлагаемая иллюстрация, если ответ верный, прозвучит отрывок из произведения.
На заключительном слайде предлагается посмотреть мультипликационный фильм, в основе которого используются детские миниатюры из «Детского альбома» Чайковского.
Данная презентация предложена для использования музыкальными руководителями детских садов, педагогов ДМШ и дополнительного образования.
3. Возможности ИКТ в распевании и пении.
Очень часто в практике при распевании и разогреве голосового аппарата наблюдаются некоторые трудности. Дети дошкольного возраста не всегда способны пропеть попевку достаточно чисто, а некоторые путают такие понятия как вести голосоведение вверх или вниз. В решении данной проблемы может помочь презентация, содержащая графические символы, которые помогают дошкольнику определить направление голосоведения.
При распевании с использованием мажорных трезвучий на гласных звуках «А», «О», «У», «И», не редко возникает проблема в постановке голосового аппарата. Для того чтобы детям было понятно и удобно воспроизводить необходимые для разогрева голосового аппарата звуки можно разработать презентацию, на которой будут отображены иллюстрации или фотографии с правильной постановкой голосового аппарата. Так же можно добавить видео фрагменты, на которых дети, начинающие вокалисты распеваются.
Этот педагогический приём даст возможность дошкольникам не стесняться своих сверстников, а развивать свои вокальные данные. Результатом станет чистота интонирования, правильная постановка голосового аппарата, а так же формирование правильного дыхания.
Целесообразно использование ИКТ непосредственно при разучивании песен.
Для того чтобы дети быстрее запоминали слова разучиваемой песни можно создать презентацию содержащую схемы. На схемах изображены картинки с ключевыми словами песни. Дети, смотря на схему, будут быстрее запоминать слова песни.
Не последнюю роль в исполнении разученной песни играет музыкальное сопровождение. Дети с удовольствием исполняют песни под сопровождение фортепиано, но ещё большее удовольствие доставляет дошкольникам исполнение песни под фонограмму.
Особое внимание необходимо уделять качеству фонограммы. Для дошкольников обязательным является в выбранном музыкальном произведении наличие мелодической линии, удобная тональность, темп.
Исполнение песен под фонограмму на музыкальных занятиях стимулирует дошкольников более серьёзно подходить к разучиванию новых песен, так как они уже представляют себя в роли маленьких артистов.
4. Возможности ИКТ при показе пальчиковой гимнастики.
Особую роль на музыкальных занятиях играет пальчиковая гимнастика, она позволяет детям отвлечься от музыкальной деятельности, сменив её на деятельность, развивающую мелкую моторику.
Не всегда педагог имеет возможность наглядно показать всем воспитанникам, как правильно выполнять то или иное упражнение. Есть вероятность, что не все дети выполнят гимнастику правильно. Наглядный материал в виде мнемотаблиц на слайдах, а ещё лучше видеозапись, воспроизведённая на проекторе, поможет как педагогу в показе упражнения, так и детям в правильном освоении материала.
5. Возможности ИКТ при разучивании танца и отдельных танцевальных элементов.
Разучивание танцев в ДОУ процесс трудоёмкий и не всегда педагог в конечном итоге видит результат своей деятельности. Для того чтобы этот раздел музыкальных занятий приносил удовольствие и детям и педагогу необходимо в игровой форме, с помощью мультимедийных презентаций осваивать танцевальные движения.
Часто исполняемый танец в ДОУ – полька. Приведём возможности применения ИКТ при разучивании этого танца.
До того как начать разучивание танцевальных элементов танца, можно в виде презентации познакомиться с историей происхождения танца, в доступной для детей дошкольного возраста форме. Презентацию по данной теме можно дополнить аудио файлами с исполнением этого танца, для того чтобы дети до того как начать разучивать танец могли прослушать музыкальное произведение.
Презентацию можно разнообразить иллюстрациями и фотографиями, на которых будут изображены артисты исполняющие танец, так же можно добавить видео, на котором дети ознакомятся с тем как исполняют польку танцоры. Можно найти видео именно того варианта польки, который в дальнейшем будет разучиваться.
Целесообразно включать такой материал фрагментарно в процессе разучивания. Это значительно облегчит процесс знакомства и разучивание танца. Этот метод работы можно спроецировать и на другие виды танцев разучиваемых в ДОУ на музыкальных занятиях.
6. Возможности ИКТ при разработке дидактических игр для музыкальных занятий.
Дидактическая игра на музыкальных занятиях в ДОУ это, прежде всего развитие музыкально-слуховых представлений, чувство лада и чувство ритма.
К таким играм относятся: «Тихо - громко», «Весёлые ладошки», «Весело - грустно», «Солнышко и дождик», «Угадай что звучит» и многие другие.
Регулярное использование игр на печатной основе приводит их в состояние непригодности, они теряю эстетический вид, что не позволяет дальше применять их на практике.
Электронный вариант таких игр, несомненно, имеет ряд преимуществ:
- эстетичный вид игр;
- простота использования;
- возможность регулярного пополнения игр, без материальных затрат.
Проведение дидактических игр в новой для детей форме, позволит повысить интерес и зрелищность занятий.
7. Возможности ИКТ при знакомстве детей с музыкальными инструментами.
Так как в дошкольном учреждении не всегда бывает в достаточном количестве необходимое число музыкальных инструментов и не всегда они бывают в хорошем состоянии, то есть имеют эстетичный вид, целесообразно было бы разработать серию презентаций в программе PowerPoint. Каждая презентация рассказывала бы об определённой группе инструментов, в доступной для дошкольников форме.
При знакомстве с группой русских народных инструментов, в содержание презентаций можно включить видеозаписи концертов оркестра русских народных инструментов, так же можно сделать мини презентации о каждом инструменте в отдельности, добавив в неё иллюстрации, звучание инструментов в аудио записи, а так же выступление начинающих маленьких музыкантов.
Такой план можно использовать при создании презентаций для других групп музыкальных инструментов, знакомство с которыми предусмотрено образовательной программой по музыкальному воспитанию в ДОУ.
Ознакомившись с возможностями, ИКТ в образовательной области «Музыка» в ДОУ, хотелось бы подчеркнуть, что не стоит применять компьютерные технологии во всех видах деятельности за одно занятие, использовать ИКТ рекомендуется фрагментарно.
Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребёнка-дошкольника.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыкой для малышей остаются неоспоримыми.
Так же Вам может быть интересно:
Рабочая деятельность в ДОУ
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Музыка»
Дидактические игры "Времена года"
Сказочные опыты