Элементы краеведения на уроках математики
ЭЛЕМЕНТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ
Краеведение – это наука, которая занимается всесторонним изучением определенной части страны, города или деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем (см. [1, с. 5]). Исходя из этого определения, сложно себе представить, что две такие разные науки, как математика и краеведение, можно вообще как-то объединять. Тем не менее, это вполне реально и более того, на современном этапе развития общества эта тенденция только набирает обороты.
Знание прошлого своего родного края во все времена ценилось людьми. Но возникает вопрос «Как привить тягу к такого рода знаниям?» Как ни странно, в этом нам может помочь такой предмет школьного курса, как математика. Ведь именно математический аппарат позволяет нам вычислять расстояния от одного населённого пункта к другому, всевозможные площади и даже то, как менялось численность население родного края. Решая задачи по математике в 5-6 классах, можно давать детям соответствующие примеры, в которых есть и математика, и элементы краеведения. Примеры таких задач представлены ниже.
Задание 1. Протяжённость реки Дон на территории Воронежской области 530 км, а вся её длина в 3,5 раз больше. Чему равна длина реки Дон?
Задание 2. В городе Воронеж на рубеже 19-20 годов насчитывалось 61053 жителя, в том числе 28360 женщин. Сколько проживало мужчин?
Задание 3. В 2008 году городу было присвоено звание «Город воинской славы». Сколько лет наш город заслуженно носит данное звание?
Конечно же, решаются такие задачи очень быстро, а по возможности даже устно. Но, как мы помним, эти задачи, в первую очередь должны «работать» не на математику, а на запоминание фактического материала о том месте, где ты живешь. В ходе работы над данной темой был разработан комплекс упражнений и задач, который, я надеюсь, будет применен мною на ближайшей педагогической практике в школе.
Таким образом, на мой взгляд, давно назрела необходимость разработки целостной системы математических задач краеведческого характера. Но нельзя забывать при этом и о том, что во всяком деле нужна мера: дети не должны быть «перегружены» фактическим краеведческим материалом, необходимо последовательно формировать у них внутреннюю потребность «узнать, а что же дальше».
Литература
1. Корниенко, Н.Г. Очерки по литературному краеведению / Н.Г. Корниенко. – Воронеж: ВГПУ, 2007. – 77 с.
Так же Вам может быть интересно:
Животные и птицы для настольного театра.
«Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников»
Педагогическая профессиональная компетентность учителя-логопеда ДОУ
Детям о космосе