Опыт работы по внедрению в практику 7 модулей по Кембриджской программе преподавания
Сегодня каждый учитель должен идти в ногу со временем, должен ориентироваться в большом объёме современных инновационных технологий, выбирать среди них те, которые направлены не на получение ребёнком готовых знаний, а на развитие интеллектуальных и творческих возможностей. Современное образование требует новых подходов к обучению. Основная задача этого подхода – помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Именно на это и направлено содержание обучения преподавателей по Кембриджской программе преподавания.
При изучении тем первого этапа программы «Лицом к лицу» я поставила перед собой вопрос: с чего начать работать, как внедрить модули в обучение, с какими возможными барьерами я могу столкнуться, и поэтому я осознавала, что необходимо внести изменения в свою педагогическую деятельность. Так как подробнее ознакомившись с семью модулями, я поняла, что мои знания о них были поверхностными. Благодаря курсам, где нас познакомили с содержанием Программы, научили тому, как самостоятельно добывать знания, знакомиться с новыми методами, взаимообучаться, я намного обогатила свой опыт. Моя цель, как педагога – воспитывать детей таким образом, чтобы они еще в стенах школы научились тому, как учиться, умели вынести уроки из определённых ситуаций. Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись». Именно этим мы и занимаемся всю свою сознательную жизнь. Каждый по-своему, в меру своих сил и способностей. Я считаю, что основная задача учителя, научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения. Первым шагом, предпринятым мной, был пересмотр среднесрочного планирования серии последовательных уроков с целью реализации изученного материала на первом этапе курсов. Раньше я следовала традиционной форме урока, самое главное для меня было познакомить учащихся с новой темой урока, закрепить пройденный материал и на следующий урок проверить его. Чаще всего я выступала в роли диктатора, а ученики должны были четко следовать предложенным мною инструкциям. Опрос домашнего задания проводился в виде фронтального опроса. Вопросы в основном ребятам я задавала закрытого типа, которые носили одностороннюю связь. Учащиеся старались отвечать точно и просто на поставленный вопрос, я торопила их и не давала дополнительного времени на обдумывание, иногда даже отвечала сама. Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях.
На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения. Я узнала, что базовый материал, на основе которого будет проходить обучение, дифференцирован в семь взаимосвязанных модулей, применение которых на практике и должно внести изменения в мою педагогическую деятельность. Я убедилась в срочной необходимости внесения изменений в практику моей работы, внедрения в неё идей семи модулей Программы.
Вернувшись с курсов, я приступила к составлению среднесрочного планирования серии последовательных уроков по окружающему миру.
Так, модуль «Новые подходы в обучении» включает в себя педагогические подходы, известные как «Преподавание и обучение на основе диалога» и «Обучение тому, как учиться».
Во время дистанционного этапа на всех уроках я использовала психологические тренинги и настрои на урок, которые способствовали развитию взаимопонимания, сплочению классного коллектива.
До прохождения курсов, я считала, что хорошо знаю своих учеников, но новые подходы в обучении показали мне моих учеников совсем с другой стороны. Групповая форма работы, вводные игры, тренинги помогли мне раскрыть своих учеников, увидеть их личностные качества, тонкости характера каждого ученика. А это в свою очередь способствует эффективному планированию последующих уроков с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Дети больше стали открыто высказывать своё мнение, не всегда положительное. Они не боятся делать замечания товарищам, давать рекомендации, советы, сами вырабатывают критерии оценивания (пусть иногда и ошибочные), устанавливают нормы поведения в группе, стараются самостоятельно сформулировать тему и цели урока. Ежедневно на всех уроках старалась направить учащихся к формулировке темы и целей урока. Для этого использовала такие задания как: кроссворд, ребус, рассыпанное слово, видеоролик на определённую тему и др. Дети довольно быстро и активно включились в этот процесс, т.к эта работа проводилась на каждом уроке. Стадия вызова очень важна, т.к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как известно, хорошее начало – половина дела. Учёные-дидакты Дьюи,Блум считают, что необходимо дать возможность учащимся самим поставить цель обучения, создающую необходимый внутренний мотив к процессу учения.
Комфортно ли чувствуют себя ученики в классе? Судя по рефлексии – комфортно. Конечно, групповая работа в первые дни давалась тяжело. Не все дети соглашались работать в той или иной группе, было шумно. Но ежедневные игры, тренинги, беседы помогли нам преодолеть эти барьеры.
Формирование у учащихся саморегуляции – самая необходимая и в то же время самая сложная задача современного образования.
Я думаю, что способность к саморегуляции надо прививать в младшем школьном возрасте. Переделывать всегда значительно труднее. Уровень саморегуляции у всех учеников разный, поэтому я старалась учитывать особенности восприятия, мышления, воображения, памяти и личности в целом каждого ребёнка.
Н а этапе вызова на всех уроках учащиеся сами определяли тему и цель урока. Саморегуляция на данном этапе была у сильных учеников
На первом уроке это проявилось в домашнем задании: желающие ,помимо страниц учебника, могли подготовить выступление, на тему по выбору – желающих не нашлось. Следовательно, саморегуляция не на самом высоком уровне. Есть над чем работать.
Модуль «Обучение критическому мышлению» подразумевает формирование у учащихся умения делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать.
В своей практике я уже применяла элементы критического мышления, сама того не зная. Обычно критическое мышление связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов, либо студентами, но я считаю, что основы критического мышления могут закладываться и в начальной школе. Поэтому критическое мышление проходит красной нитью через все этапы моих уроков.
Так как у меня дети младшего школьного возраста, то раньше большую часть на уроке говорила я сама, дети слушали, отвечали на поставленные вопросы. Вопросы, в основном, были простые, требующие односложных ответов.
Л.Выготский характеризует детей младшего школьного возраста как учеников, когнитивное развитие у которых происходит в процессе социального взаимодействия. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Поэтому, на всех уроках познание мира во 2 классе я старалась как можно больше включать диалог: учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – группа, ученик – класс.
Очень важным фактором в целях развития критического мышления учащихся считаю умение учителя ставить проблемные вопросы. Мне не всегда удавалось удачно подобрать проблемные вопросы, которые бы подталкивали учащихся к поиску решений. Думаю, что постепенно опыт наработается.
Н а своих уроках я уже использовала элементы проектной технологии, проблемно-диалогического обучения, т.к они способствуют эффективному усвоению материала. Этот опыт, а также литература, интернет, курсы подтолкнули меня к более глубокому изучению и внедрению этой технологии. Ведь благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром мудрые слова гласят: «Услышал – забыл, посмотрел – запомнил, сделал - понял». Следовательно, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока. В период практики на различных этапах урока старалась использовать различные приёмы критического мышления: тонкие вопросы, направленные на запоминание конкретных фактов, чисел, дат и т.д. и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластер, «Да -нетка», кроссворды, ребусы, загадки, приём «Круги по воде», «Закончи предложение», «Мозговая атака»и др. Благодаря использованию приёмов критического мышления, я на собственной практике убедилась в эффективности технологии и планирую в дальнейшем её использование на уроках.
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также интегрирован в серию последовательных уроков. Что же такое оценивание?
Оценивание – категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б.Блума) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет.
До прохождения курсов на своих уроках я использовала традиционную форму суммативного оценивания (за исключением 1 класса, используется формативное оценивание). После прохождения курсов я убедилась в том, что традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. На курсах я также узнала о формативной и суммативной оценке. Формативное оценивание -это оценивание для обучения-оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Суммативное оценивание - оценивание обучения- обобщение знаний на том или ином этапе.
На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими проблемами: неумение младших школьников вырабатывать критерии, необъективность самооценивания и взаимооценивания, трудности при оценивании слабых учащихся. В последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию.
Подводя итог, можно сделать вывод, что успех обучения будет зависеть от того, насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание в процессе обучения.
Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Поэтому все уроки познания мира сопровождались презентацией, которая включала демонстрацию нового материала, физминутки, тесты, критерии оценивания и т.д., это позволило мне разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысить мотивацию обучения. У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Для более глубокого применения ИКТ на уроках существует ряд трудностей: младшие школьники ещё не владеют в должной мере компьютером, чтобы самостоятельно работать; не всегда есть возможность заниматься в кабинете с соответствующим оборудованием.
Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников.
Так, в моём 3Б классе из 31 учащегося, как минимум трое детей – одарённые по разным предметам. Раньше мои быстрые ученики работали над выполнением большего количества заданий, нежели одноклассники, при этом задания не были дифференцированы, не способствовали развитию более высокого уровня мышления. Такого рода задания были слабым вызовом для сильных учащихся, поэтому я стала использовать усложнённые и разноуровневые задания, задания творческого характера, предлагала им роль консультантов в группе, они оказывали помощь и поддержку медленным учащимся. В дальнейшей работе планирую уделять больше внимания развитию одаренности: разработать комплекс заданий и план действий, направленных на раскрытие талантов.
Модуль «Управление и лидерство» основывается на убеждении, что устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах.
(Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом групповой работы, т.к.они являются координаторами работы внутри группы. Применяя данный модуль убедилась, что даже самый слабый ученик может почувствовать себя лидером группы, высказывая свои предположения, делая выводы.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».,тесно связан с такими модулями как «Обучение талантливых и одаренных учеников» и «Новые подходы в преподавании и обучении».Все задания предусмотренные на уроках я подбирала соответственно их возрасту, учитывала не только возрастные уровни, но и уровень обученности учащихся.Используя этот модуль на уроках я развивала у учащихся такие навыки как внимание, память, речь, мышление, рассуждение через наблюдение. Наблюдение позволяет субъектам видеть последствия поведения других, получить определённое понимание о последствиях различных поведений. В большинстве случаев поведение человека изучается через наблюдение, создание моделей: наблюдая за другими можно понять, как строится новый вид поведения и позднее эта кодированная информация служит руководством к действию (Bandura, 1977)
Какие же изменения произошли в моём классе? Дети привыкают работать в группе, в классе – доброжелательная, дружеская атмосфера, что способствует учащимся увереннее чувствовать себя и активно работать во время урока, дети могут свободно формулировать свои собственные суждения, слышать и слушать друг друга. А я буду помогать им в обобщении полученных знаний, стимулировать их идеи
Все чему нас обучали на Кембриджских курсах, я постараюсь системно использовать в своей дальнейшей работе. Я считаю ,что эта программа, основанная на конструктивистских подходах помогла изменить процесс обучения не только мне, но и многим другим учителям. Ведь каждый из нас на практике сталкивается с множеством проблем и ищет пути их решения. Курсы по программе Кембриджского обучения стали новой страницей в моей профессиональной деятельности.