Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ
«Использование оборудования сенсорной комнаты в логопедической работе с детьми с ОВЗ»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности».
В.А Сухомлинский
На базе МБДОУ детского сада № 171 г. Оренбург функционируют 12 групп: 6 групп общеразвивающей направленности, 3 группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, 1 группа компенсирующей направленности для детей кратковременного пребывания.
Наш детский сад посещают дети с ТНР, с ЗПР, с СДВГ, с РДА, с умственной отсталостью и со множественными нарушениями в развитии. В последнее время количество таких детей увеличивается. Уровень двигательного, познавательного развития носит сугубо индивидуальный характер, но уровень речевого развития в основном у многих детей носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи. Речевые расстройства у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются стойкостью и устраняются с большим трудом.
Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно он эти знания может выразить в речи.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что «в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний». Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребёнок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а так же психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. Это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.
С целью повышения эффективности проводимой коррекционно-логопедической работы я в своей деятельности активно использую для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития возможности сенсорной комнаты, оборудованной в нашем детском саду.
В зависимости от уровня речевого развития, а также от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний, занятия в сенсорной комнате направлены на решение следующих логопедических задач:
(слайд 3)
Развитие речи:
-стимуляция речевой активности;
-обогащение словаря;
-формирование грамматического строя речи;
-закрепление правильного произношения;
Психоэмоциональное развитие:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- развитие тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия;
-развитие творческого воображения и др.
Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:
I принцип – индивидуальный подход.
Занятия в сенсорной комнате учитель-логопед разрабатывает с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Педагог в своей работе опирается на рекомендации врача невролога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей коррекционно-развивающей работы оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого учитель-логопед меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).
II принцип – этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Учитель-логопед постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционно-логопедические и задачи.
III принцип – преемственности.
Учитель-логопед составляет занятия с учётом уровня речевого развития ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые также заполняют педагог-психолог, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (учителя-логопеды, педагоги-психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.
Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются:
Различные психоневрологические проблемы: неврозоподобные состояния;
задержки психомоторного и речевого развития;
резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания,
энуреза, энкопреза, тиков и т.п.
аутизм (легкие формы);
адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);
трудности усвоения программного материала;
явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность)
нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость)
психосоматические заболевания;
различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния
Противопоказаний к проведению в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач невролог:
- при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку. Так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения
- при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции
- при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
Возрастные категории
Занятий в Сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей. Ранний возраст, дошкольный возраст (3-7 лет)
Важным преимуществом сенсорной комнаты в реабилитационном процессе является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение через рассматривание и описание фантастических узоров, а так же снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Сенсорная комната в нашем детском саду оборудована многообразно. Это: музыкальный центр + набор музыкальных дисков, безопасная пузырьковая колонна, зеркальный шар с мотором, безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами – "Волшебные нити", сухой душ («уголок уединения»), сухой бассейн, большой пуфик-кресло с гранулами, световой стол, тактильный зеркальный куб, ионизатор воздуха, качалка-балансир, зеркальные панно, тактильные дощечки и тактильное дерево.
Какие же элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-
логопед?
Упражнения, проводимые учителем-логопедом в сенсорной комнате:
- Зеркальное панно:
Зеркало способствует:
- развитию визуального восприятия собственного тела;
- мимики и пантомимики;
- развитию умения выражать различные эмоциональные состояния;
- формированию уверенности в себе.
В начале учебного года многие дети испытывают затруднения в работе перед зеркалом, плохо понимают инструкции логопеда. Большинство из них затрудняются в ориентировке в схеме собственного тела, не знают понятия правой и левой стороны, названия частей лица. Некоторые дети, первоначально стесняются показать свой язычок, выполнить определённую артикуляционную позу. Поэтому, ознакомление с собственным телом детей и умение ориентироваться в нём, можно провести в сенсорной комнате перед «Волшебным зеркалом». Дети видят себя во весь рост, убеждаются, что их тело — это две совершенно одинаковые половины. А через игровые упражнения перед «Волшебным зеркалом», учатся передавать мимикой эмоциональное состояние человека (радость, огорчение, удивление). Они с удовольствием «превращаются» в различных животных, изображают их повадки. Активная работа мышц тела и лица, мимические и пантомимические проявления чувств, обеспечивают разрядку эмоций детей, помогает им легко расслабиться и раскрепоститься. На следующем этапе логопедической работы использую «Волшебное зеркало» для проговаривания чистоговорок на автоматизацию звуков. Дети с удовольствием проговаривают волшебное заклинание, выговаривая все звуки четко и правильно.
- Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучая детей этому в сенсорной комнате, я использую подвесной модуль «Сухой душ». Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом простран стве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для аутичных детей.
- Зеркальный шар с мотором, профессиональный источник света к зеркальному шару - луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.
Дополнительный эффект создается при автоматической смене цвета луча, направленного на зеркальный шар. Прибор активно используется мною в процессе проведения релаксационных упражнений, а также занятий по фантастическим сказочным сюжетам, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. Использую такие игры как: «Поймай взглядом», «Прикосновение солнечного зайчика», «Полет» и др.
- Сухой бассейн
Как показывает опыт у детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн. Например, такие как «Розовый слон», «Серый волк», «Быстроногая лошадка» и др Сухой бассейн используется мною для фиксации тела ребенка в пространстве при закреплении позы, необходимой для работы над постановкой звуков. Например, ребенок находится в положении полулежа, а я с помощью зондов осуществляю работу по постановке звука [Р].
Развитию тонкой моторики рук способствуют упражнения на прокатывание шариков, собирание шариков по цвету и количеству, заданному взрослым, перекладывание шариков из одной руки в другую, сжимание шариков в руках, поглаживание шариков ладонями в сухом бассейне, доставание шариков со дна бассейна и т. п.
Сухой бассейн используется мною как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребёнок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создаёт мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Мягкие стенки бассейна и пластмассовые шарики служат безопасной опорой для тела, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Такое воздействие способствует снижение уровня психоэмоционального напряжения и коррекция уровня тревожности. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Такие действия способствуют развитию координации движений в пространстве. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и резвясь среди множества ярких разноцветных шариков.
Так же «Сухой бассейн» использую с детьми с фонетико-
фонематическим недоразвитием, индивидуально или малыми
подгруппами по 2 — 4 человека, при автоматизации и
дифференциации звуков, на совершенствование
фонематических процессов. Например: ребенку предлагается забраться в бассейн и найти шарик, с приклеенным к нему
словом на заданный звук, определить место звука в слове,
твердость-мягкость. В конце задания предлагается
пересчитать количество шариков.
- Развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаза и руки способствуют: «Пузырьковая колонна». Дети всегда с увлечением играют в игры: «Куда плывут рыбки», «Расскажи что делают», «Сосчитай рыбок» и т.д. Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-х частей — в прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается «Мягкой платформой». А «Безопасное угловое зеркало» создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.
- Безопасное настенное зеркало с фибероптическими волокнами – "Волшебные нити"
Фиброоптические волокна приятно брать в руки, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
Упражнения и занятия с настенным панно из фибероптических нитей:
- способствуют эмоциональному расслаблению;
- психологическому комфорту и мотивируют на дальнейшую работу;
- способствуют активизации кинестетических ощущений;
- развивают воображение, познавательные процессы;
- формирую представление о цвете.
Дети всегда с удовольствием играют в игры: "Дорожка из кулачков","Давай посчитаем»,«Наматывание»,«Узелки»,«Сначала вверх, а потом вниз!»(Использую при ознакомлении с предлогами С и НА. Пример: С горы и на гору), «Составь схему слова», «Заплети косичку»
- Световой стол для рисования кварцевым песком рисование на данном столе способствуют развитию цветового восприятия, целостному восприятию предмета через зрительные и тактильно-двигательные ощущения. Развивает у детей не только мелкую моторику, художественное восприятие, память, но также и способствует развитию усидчивости и пространственного мышления.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями). Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навы
Так же Вам может быть интересно:
Перелетные птицы
Помощники на дороге
Загадки: Изучаем профессии.
Поддержка детской инициативы