Ярмарка идей по предметно-пространственной среде в форме деловой игры «Мировое Кафе (Кафе проблем и возможностей)»
Ярмарка идей по предметно-пространственной среде в форме деловой игры «Мировое Кафе (Кафе проблем и возможностей)»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию элементов технологии «World Cafe» как нетрадиционной формы организации деятельности дошкольников.
Задачи:
• познакомить педагогов с технологией «World Cafe» («Мировое кафе»);
• способствовать развитию профессиональной активности педагогов в овладении технологией «World Cafe».
Ход игры: - Уважаемые коллеги, так как уже не раз было отмечено, что ведущим видом детской деятельности является игра, мы предлагаем вам поиграть в деловую игру «Мировое кафе». (Педагоги рассаживаются в соответствии с цветом полученного приглашения (по цвету шарика за столом)).
Представьте себе, что мы сейчас находимся в кафе. Кафе необычное, оно носит название «Кафе проблем и возможностей». Психологи утверждают, что любая из проблем, которая возникает в жизни, несет в себе массу возможностей – нужно только правильно ими воспользоваться. Сейчас вы разделились на три группы и для дальнейшей работы вам необходимо выбрать хозяина стола, который собирает рецепты идей, мыслей.
Обратите внимание на правила работы кафе:
1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
2. Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
3. Говорите открыто и от всего сердца.
4. Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
5. Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
6. Работайте – не сидите на «трибуне»
7. Рисуйте и пишите и придумывайте «рецепты мыслей» – здесь это можно и нужно!
8. Получайте удовольствие!
Сейчас более подробно я раскрою правила нашей игры. В ходе вашей работы будет 3 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи (рецепты).
Сегодня мы должны разработать меню кафе: три блюда от педагогов ДОУ № 50 « Предметно-пространственная среде». На ваших столах сегодня «рецепты» в салфетницах (проблемы и возможности ) и мы предлагаем вам результаты обсуждения оформить на них текстом, схемами, рисунками . Приборы – это ручки, карандаши, фломастеры. Перед закрытием нашего кафе т.е. ровно через 30 минут мы предоставим возможность «хозяину» каждого столика презентовать свой рецепт - идей (опыт и перспективы дальнейшей работы по вашему вопросу).
У каждого стола разные вопросы для обсуждения –разработки рецептов идей и мыслей: образовательная среда ДОУ – многокомпонентная модель.
Не забывайте, это основные ваши вопросы, обсуждать и отвечать на которые будут каждые гости стола, но кроме этого, вам необходимо будет выполнять определенные задания. В ходе этой работы, мы надеемся, вы сможете найти ответы на основные вопросы. Сигналом для перехода гостей за другой стол будет служить звук колокольчика. Напоминаю, что время ограничено: не более 5-10 минут для работы за одним столом. А сейчас мы начинаем нашу деятельность.
1 стол. Вставьте пропущенные слова. Младший дошкольный возраст Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в ……………… Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Ответ: Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Средний дошкольный возраст. Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения……………………………………………………, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей …………………………………………………….. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного ……………………………….. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Ответ: Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Старший дошкольный возраст. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие ………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, ………….. развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ: В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
2 стол. Выделить ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разно¬образной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда одно направленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры. Стол 3 Новые идеи организации ППРС: Зонирование игрового пространства, где и как хранить игровое оборудование, ваше мнение о новых правилах приемки ДОУ, согласно программы «Детство». - А сейчас мы приглашаем тех педагогов, которые курировали работу за столами – «хозяев столов» с теми выводами, ответами на поставленные в начале игры вопросы. «Хозяева столов» формулируют ответы на поставленные в начале вопросы, происходит совместное обсуждение выводов. Размещаются рецепты блюд от педагогов в меню «Мирового Кафе (Кафе проблем и возможностей)». Все педагоги угощаются с конфетами и чаем.
Так же Вам может быть интересно:
Сказкотерапия
Проект "Удивительные муравьишки"
Как научиться вырезать ножницами
Консультация для родителей. Тест "Рисунок семьи"