212D.RU

Перелетные птицы

Тема: "Возвращение перелетных птиц".

Цель: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация, обогащение, обобщение словаря по теме;

Задачи:

Образовательные:

- развитие умения составлять простые предложения;

-формирование грамматического строя речи (образование прилагательных путем слияния основ, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменение существительных по падежам, числам, согласование существительных с числительными);

- закрепление навыка определения количества слогов в слове,

-развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики;

- координация речи и движения; - развитие познавательного интереса у детей, желания экспериментировать.

Воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности.

Оборудование: предметные картинки с изображением перелетных птиц, аудиозаписи с голосами и пением птиц, презентация «Перелетные птицы», наглядное пособие «солнце», коробка для лабораторных исследований, перья птиц.

Лексический материал: грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей, утка, скворечник, перелетные.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Ход занятия:

1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые!
Ой, а солнышко наше спит.
Давайте его разбудим  потешкой:
Встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц, - полукругом.
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,
мальчики – руки на пояс.)
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)
(Переворачиваем солнышко).
-Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.
-Назовите признаки весны.
-Кто весной прилетает с юга?
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.
(Включаем музыку).

2.Введение в тему.
-С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья. Кто это? Кого называют пернатыми друзьями? Почему?
(Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.)
-Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

- Скажите, каких птиц мы ждем из теплых стран?

Дети перечисляют: грачЕЙ, скворцОВ, лебедЕЙ, журавлЕЙ, аистов, соловьЁВ.

-Как мы называем птиц, которые возвращаются к нам из тёплых стран?

Дети: Перелетные.

-Посмотрите на картинку и скажите, кто в этой птичьей стайке оказался лишним и почему (грач, ласточка, гусь, соловей, синичка)

Дети: Синичка, потому что она зимующая птичка, а остальные-перелётные.

Презентация «Перелетные птицы»

3.Дидактическая игра «Какой, какая?»

 У грача чёрные крылья, значит он какой? -… чернокрылый,

У ласточки длинный хвост, значит она-… длиннохвостая,

У гуся длинная шея, значит он-… длинношеий,

У соловья звонкий голос, значит он-… звонкоголосый.

4. Артикуляционная гимнастика.
- Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков. Упражнения:
1. «Иголочка»
2. «Вкусное варенье»
3. «Качели»
4. «Чашечка»

5.  Птицы радуются весне, и весело разговаривают каждый на своем языке. Подскажите, кто как голос подаёт?

-Ласточка радостно… щебечет,

-журавль… курлычет,

-кукушка… кукует,

-соловей… щелкает,

-жаворонок… звенит,

-гусь-гогочет.

6. Давайте сейчас попробуем быстро вспомнить, что мы знаем о птицах. Я начну рассказывать, а вы заканчивайте мои предложения подходящими по смыслу словами:

-Птицы возвращаются из… .(тёплых стран) .

-Птицы построили на деревьях много (гнезд) .

-Для скворцов ребята делают (скворечники) .

-В гнезда птицы будут откладывать (яйца) .

-Из яиц вылупятся (птенцы) .

-Грачи ищут в земле (червяков) .

-Птицы летают с помощью. (крыльев) .

-Птиц, которые возвращаются с юга мы называем (перелётными) .

7. Физ. минутка:

Птички летели (взмахи руками,

Люди глядели (движения головой в разные стороны) .

Птички садились (присели,

Люди дивились (встали, жест удивления) .

Сели, посидели (приседания,

Полетели и запели (взмахи руками) .

8.Подскажите, кого выводят названные мной птицы?

Журавли выводят кого? -… журавлят,

Грачи-… грачат,

Скворцы-… скворчат,

Гуси- гусят,

Кукушки-… кукушат,

Лебеди-… лебедят.

9.  Молодцы! А сейчас снова будут работать наши ладошки. Я буду медленно и четко называть слова-названия птиц, а вы хлопками покажете, сколько в нем слогов. (гусь, ле-бедь, грач, ку-куш-ка, цап-ля, лас-точ-ка, скво-рец… .)

10. А сейчас игра с мячиком: тот к кому полетит мяч, должен должен его поймать и исправить моё предложение.

Червяк склевал ласточку.

Песня спела соловья.

Гусь меньше воробья.

В скворечнике живет кукушка.

Мохнатая гусеница съела скворца.

11. Опытно-экспериментальная деятельность. Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований

- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю., да, это перо.

- Чье это перо?

- Птичье.

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке и исследовать как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья.

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях.

- Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета.

- Так зачем птицам перья?

- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

12. Мы здорово провели время. Давайте встанем в кружок и в заключении из ладошки в ладошку аккуратно передадим друг другу маленькую птичку и вместе с ней улыбку и хорошее настроение.

Так же Вам может быть интересно:

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев




Комментариев - нет.
Заказать
звонок