212D.RU

«Формирование нравственной культуры средствами декоративного рисования»

«Формирование нравственной культуры средствами декоративного рисования» 

            Проблема развития творческой деятельности в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

           В Федеральном государственном образовательном стандарте духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

          В концепции духовно-нравственного воспитания раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе образовательной деятельности, в партнерских отношениях с семьей.

         Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Формирование духовно-нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей..

          С решением задач нравственного воспитания тесно связана изобразительная деятельность. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок вновь переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

          Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.

          Народное искусство несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является. Через знакомство воспитанников с богатством родного края в соединении с обучением декоративному рисунку происходит воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств личности.

           Работая по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой., мы знакомим детей с народной росписью (хохлома, городецкая, жостово и т.д.), с народной игрушкой (матрёшка, дымковская, филимоновская др.). А так же, учитывая региональный компонент, мы знакомим детей с матрёшкой из села «Подгородка», с урало-сибирской росписью.

          Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов:

- знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора;

- углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции;

- творческое использование полученных знаний, умений, навыков.

        Обучение правилам создания узора целесообразно начать с построения простейших композиций на полосе. Ограниченное пространство позволить усвоить один из главных способов создания выразительности в орнаментальной деятельности – ритмичность и чередование. Затем, возможна такая последовательность: составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, украшение различных форм, передающих образы посуды, игрушек, и, наконец, по возможности  украшение объемных форм.

            В течении учебного года знакомим родителей с нашими успехами. Устраиваем выставки детских работ в приемной, где родители могут оценить творческие способности детей, а также рассказываем на родительских собраниях о необходимости развития у детей познавательного интереса к декоративному рисунку.

           Организовываем индивидуальные консультации, беседы, даем рекомендации, создаем информационные стенды, проводим конкурсы совместных работ детей и родителей, анкетирование по вопросам изодеятельности. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративной росписи, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

          Формируя устойчивый интерес к декоративному рисунку, мы воспитываем уважение к народным традициям, а это благотворно влияет на духовно-нравственное развитие детей.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2. Павлова Н.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современных социокультурных условиях: http://metodkopilka.nethouse.me/posts/1369298.

3. Пантелеев Г. Н. - «Декоративное рисование - детям» Пособие для воспитателя. М., «Просвещение», 1976г.

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». http://www.d10162.edu35.ru/attachments/article/724/ФГОС%20дошкольного%20образования%20Документ%20Microsoft%20Word.doc

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Так же Вам может быть интересно:

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев




Комментариев - нет.
Заказать
звонок