Эстетическое воспитание школьников – важнейшее средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание школьников –
важнейшее средство формирования всесторонне развитой,
духовно богатой личности.
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,
если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)
"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Сущность эстетического воспитания в том, что:
во-первых, это процесс целенаправленного воздействия; во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности; и, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Цель эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи. Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Не подлежит сомнению то, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть добрым тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника
под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства.
Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.
Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла.
С младшего школьного возраста происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются, к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Дети получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. В них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственного эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. Задача учителя начальных классов – не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека.
В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Этому способствуют коллективно - творческие дела нашей школы: операции «Уют», « Бунт», проект «Дворик нашего детства», а также выставки «Природа и фантазия», «Осенние фантазии», «Чудо- овощ», «Мамины руки не знают скуки». Конкурсы «Пасхальное яйцо», «Зимующие птицы», «Новый год – семейный праздник» развивают творческую фантазию детей, эстетический вкус, любовь к природе, умение видеть красоту в обычных вещах.
Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Беседы - практикумы «Поведение в школе», «Как вести себя в театре и кинозале», «Ты пришёл на день рождения», «Ты принимаешь гостей», «Советы Доктора Воды», «Твои друзья Вода и Мыло», классный час «Этикет. Что это такое? Школьный этикет» и другие помогают детям правильно вести себя в определённых ситуациях, всегда быть опрятными.
Большое внимание в нашей школе уделяется внешнему виду обучающихся. Выработаны единые требования к школьной одежде. С ними познакомлены и дети, и их родители. Особенно приятно видеть мальчиков в костюмах, галстуках. Это дисциплинирует, создает деловой настрой. Правильно подобранная прическа у ребенка не только эстетична, но и важна для сохранения зрения. В моду вновь вошла девичья коса. Мы благодарны родителям за понимание и помощь в решении этих вопросов. Вместе с родителями готовим праздник «Коса – девичья краса», уже готова презентация «Из истории причесок».
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Добиваясь единства семьи и школы, часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у него два: со мной рядом и с родителями, значит в своих стремлениях, требованиях, заботах мы должны быть едины. Главная цель в работе с родителями заключается в том, чтобы родители приняли школу как дом души и сердца своих детей. Успех учителя в обучении и воспитании ждёт тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем. А любовь эта должна быть основана на уважении к личности ребёнка, знании его интересов, на умении вовремя прийти на помощь. И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.
Однако не все современные сельские семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В беседах с родителями учащихся нередко приходится слышать такое: "Для нас главное - накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий". Это происходит в силу занятости родителей, отсутствия возможности посещать музеи, театры, выставки. Но ведь даже самому лучшему учителю не справиться с задачами эстетического воспитания без помощников-родителей. Обращаюсь за помощью к родительскому комитету, к тем мамам и папам, кто заинтересован, понимает значимость нашей общей воспитательной работы.
Так родительский комитет нашего класса организовал поездки детей в Шатровский краеведческий музей, в Шадринский драмтеатр, предоставил возможность встретиться с актрисой разговорного жанра областной филармонии Ольгой Манус. На зимних каникулах вновь планируют съездить вместе с детьми в театр. Совместные посещения театра, без сомнения, положительно воздействуют на детско-родительские взаимоотношения.
Какие формы эстетического воспитания можем использовать мы, учителя сельских школ?
Во – первых, внеклассные мероприятия: праздники, утренники, классные часы, обязательными участниками которых являются дети. Тематика их самая разнообразная: «Моя милая малая Родина», «Край, в котором ты живешь», «Уроки вежливости», «Вежливость на каждый день», «Нынче празднуем любовь», «Улыбка», «Новогодняя карусель», «Международный день мира» и другие.
Во – вторых, кружковые занятия. На протяжении более 10 лет я веду кружки «Веселые нотки» в начальном звене ( 1 - 4кл.) и «Вокальный» для 5 – 7 классов. Мои воспитанники учатся, как выходить на сцену и уходить с нее, как вести себя во время выступления, обсуждаем костюмы и даже прически. Дети учатся не бояться сцены, раскованно чувствовать себя перед публикой. Начинаем всегда с хоровых песен. Постепенно дети сами объединяются в малые творческие группы и для них подбирается уже другой репертуар. Бывают и сольные выступления. На занятиях кружка дети не только разучивают новые песни, но и учатся читать стихи, инсценировать их, петь частушки. Без участия коллективов не проходит ни один концерт в школе, в сельском доме культуры. Не без участия кружковцев прошли такие мероприятия, как литературно – музыкальная композиция «Поклонимся великим тем годам…», «Музыкальная гостиная», классный час «Песни военных лет». На занятиях кружка разучиваем и народные песни, заклички, колядки. Они украшают праздники «Широкая Масленица», «Праздник Урожая», ярмарки. В школе в данное время учится три поколения кружковцев. Очень приятно, что они прекрасные ведущие на всех общешкольных линейках и праздниках, участники агитбригад, всевозможных районных и даже областных конкурсов, веселые КВН – щики, волонтёры. Хочется верить, что в этом им помогли занятия в кружках.
Кроме этого мы организуем конкурсы чтецов. Участие принимают все желающие. Подбор стихов осуществляют сами дети с родителями. Родители же – почетные члены жюри. Темы разные: «Осенние мотивы», «Здравствуй, Зимушка!», «И помнит мир спасенный» и т. д. Обязательно проводим отбор участников на общешкольные конкурсы чтецов. В таких случаях мероприятие проходит в два этапа. Традиционными стали в школе конкурсы чтецов, посвященные Дню Победы: «Этих дней не смолкнет слава», «Нам не помнить об этом нельзя…», «Дети читают стихи о войне». Среди победителей и призеров таких выступлений есть и мои воспитанники.
Развивают способность к самостоятельному творчеству и конкурсы рисунков. Мои воспитанники были участниками конкурса «Будущее района», «Мы помним тебя, Солдат – Победитель». В школе: «Мои домашние любимцы», «Моя семья», «Наши мамы», «Что нам осень принесла», «Поздравления школе» ко дню рождения школы и другие. Причем, дети могут выполнять не только рисунок на заданную тему, желающие готовят аппликации, коллаж, используют природный материал (соломка, крупа, листья, перья птиц и др.). Приветствуется помощь и участие родителей. Фантазии участников нет предела. Совместные работы получаются очень интересными, эстетичными.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным.
В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и детей младшего школьного возраста. Мы, взрослые, должны помнить об этом и уберечь наших детей от этого негатива. Ведь сейчас за школьными партами сидит будущее человечества.
Автор работы: Рыкалова Татьяна Михайловна, учитель музыки, педагог – организатор, руководитель кружков «Веселые нотки», «Вокальный». МКОУ «Бариновская средняя общеобразовательная школа». Стаж педагогической работы – 34 года, I квалификационная категория.
Так же Вам может быть интересно:
Консультация для родителей "Почему ребёнок капризничает"
В гостях у сказки. Физкультурный досуг.
Игры по ФЭМП для детей раннего возраста
«Взаимодействие музыкального руководителя с родителями