212D.RU

Нетрадиционные виды изобразительной деятельности в развитии речи детей раннего возраста

 Речь – это важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и не интересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка. 
         Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка. Одно из основных  условий  нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
        Младенчество является подготовительным этапом в развитии речи, когда закладываются  предпосылки понимания речи взрослых и  активного употребления слов. Причем пассивная речь осваивается ребенком быстрее, чем активная. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения с взрослым. Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят, но очень рано начинает реагировать на слова взрослых.  На первом году  жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса взрослого, особенно чувствителен к интонациям, с которыми к нему обращается взрослый,  к мимике, с  которой сопровождается высказывание.  
     Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается  в предметно – познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.
        Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельности является функция слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. Рисование имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что оказывает положительное влияние на речевое развитие. В процессе продуктивной деятельности происходит осуществление тесной связи слова с действием. Рациональное  использова¬ние образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, потешек, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.
Рисование – одно  из  самых  больших  удовольствий  для ребёнка.  Оно  приносит  малышу  много  радости. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность   всматриваться,   вслушиваться,   ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У  них  развивается  усидчивость, тренируется  рука  и  глаз.  По мнению  учёных, развитие  руки  определяет общее развитие  ребёнка. Поэтому изобразительная  деятельность крайне важна не столько для овладения  умением  рисовать, сколько для  развития  общих способностей, которые проявляются  в будущем в любых видах деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности дети  знакомятся  с такими  техниками нетрадиционного  рисования, как:  печать ладошкой, пальчиковая   живопись, рисование кремом и пеной, вареньем, поролоновой губкой, печать листьями, кляксография,  пластилинография,  рисование  при  помощи  готовых штампов  (катушка  от  ниток, картофель ), песочная анимация,  пуантилизм.    
Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать  словарь, важнейшие речевые умения и навыки. 
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Рисование ладошками и пальчиками
В ходе рисования ладошками и пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание,  прихлопывание,  размазывание), которые педагог сопровождает потешками, маленькому  ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает большое количество краски,  поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге.
Рисование кремом и пеной
 Это не только эффективно, но и весело. Можно рисовать пальчиками веселые рожицы, затем размазывать их ладошкой по поверхности,  весело шлепать ладошкой,  при этом ребенок испытывает удивление и восторг. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с новыми ощущениями.
Рисование вареньем
Рисование вареньем очень увлекательное занятие.  Необходимо нарисовать изображение животного или героя сказки,  губы ребенка смазать вареньем и отпечатать на заготовке. Рисование вареньем используется в качестве артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением, что способствует развитию мышц артикуляционного аппарата.
Штампование:
Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов можно использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции.
Печать картофелем 
Привлекает детей своей необычностью печать картофелем. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование штампами способствует формированию и развитию различных видов захвата, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Печать листьями.
С детьми раннего возраста можно печатать листьями. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Отпечатки можно превратить  в деревья, рыбок, животных. 
Открытка в технике паспарту (трафарет)
Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур бабочки, птички,  яблока,  машины и т. д. Затем вырезать его. На чистый лист бумаги приложить паспарту,  нанести немного пальчиковой краски. Ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Скоро лист станет разноцветным и ярким (можно использовать данную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка  снять паспорту. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, птичку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.
Рисование губкой
    Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.
Кляксография
     Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал, также способствует развитию дыхательного аппарата. Техника пригодится для создания красивых узоров и растительных мотивов. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.  Эта техника способствует развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксографии), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую для развития речи.
Пуантилизм
    Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используются готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, дети точечно раскрашивают композицию.
Аппликация
Одна из техник изодеятельности. Может быть и традиционной , обрывной, из природного материала. Развивает  воображение, мелкую моторику, координацию движений,  внимание, память, цветовосприятие . 
Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка: Расширению представлений о предметах, формированию эмоционального восприятия окружающего мира, активизации речи и познавательных функций,  приобретению  детьми сенсорного  и  сенсорно – моторного  опыта, развитию тактильно-кинестетической чувствительности,  внимания и усидчивости.  
    Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности детей раннего возраста. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает.
 

Прикрепленные файлы

Вам понравился данный материал?
Полезный материалПлохой материал

Обсуждение материала

0 комментариев



Комментариев - нет.