Нетрадиционные виды изобразительной деятельности в развитии речи детей раннего возраста
Речь – это важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и не интересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка.
Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка. Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.
Младенчество является подготовительным этапом в развитии речи, когда закладываются предпосылки понимания речи взрослых и активного употребления слов. Причем пассивная речь осваивается ребенком быстрее, чем активная. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения с взрослым. Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят, но очень рано начинает реагировать на слова взрослых. На первом году жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса взрослого, особенно чувствителен к интонациям, с которыми к нему обращается взрослый, к мимике, с которой сопровождается высказывание.
Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в предметно – познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельности является функция слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. Рисование имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что оказывает положительное влияние на речевое развитие. В процессе продуктивной деятельности происходит осуществление тесной связи слова с действием. Рациональное использова¬ние образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, потешек, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.
Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет общее развитие ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности.
Во время непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с такими техниками нетрадиционного рисования, как: печать ладошкой, пальчиковая живопись, рисование кремом и пеной, вареньем, поролоновой губкой, печать листьями, кляксография, пластилинография, рисование при помощи готовых штампов (катушка от ниток, картофель ), песочная анимация, пуантилизм.
Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Рисование ладошками и пальчиками
В ходе рисования ладошками и пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), которые педагог сопровождает потешками, маленькому ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает большое количество краски, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге.
Рисование кремом и пеной
Это не только эффективно, но и весело. Можно рисовать пальчиками веселые рожицы, затем размазывать их ладошкой по поверхности, весело шлепать ладошкой, при этом ребенок испытывает удивление и восторг. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с новыми ощущениями.
Рисование вареньем
Рисование вареньем очень увлекательное занятие. Необходимо нарисовать изображение животного или героя сказки, губы ребенка смазать вареньем и отпечатать на заготовке. Рисование вареньем используется в качестве артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением, что способствует развитию мышц артикуляционного аппарата.
Штампование:
Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов можно использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции.
Печать картофелем
Привлекает детей своей необычностью печать картофелем. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование штампами способствует формированию и развитию различных видов захвата, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
Печать листьями.
С детьми раннего возраста можно печатать листьями. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Отпечатки можно превратить в деревья, рыбок, животных.
Открытка в технике паспарту (трафарет)
Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур бабочки, птички, яблока, машины и т. д. Затем вырезать его. На чистый лист бумаги приложить паспарту, нанести немного пальчиковой краски. Ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Скоро лист станет разноцветным и ярким (можно использовать данную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка снять паспорту. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, птичку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.
Рисование губкой
Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.
Кляксография
Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал, также способствует развитию дыхательного аппарата. Техника пригодится для создания красивых узоров и растительных мотивов. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ. Эта техника способствует развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксографии), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую для развития речи.
Пуантилизм
Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используются готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, дети точечно раскрашивают композицию.
Аппликация
Одна из техник изодеятельности. Может быть и традиционной , обрывной, из природного материала. Развивает воображение, мелкую моторику, координацию движений, внимание, память, цветовосприятие .
Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка: Расширению представлений о предметах, формированию эмоционального восприятия окружающего мира, активизации речи и познавательных функций, приобретению детьми сенсорного и сенсорно – моторного опыта, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, внимания и усидчивости.
Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности детей раннего возраста. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает.
Так же Вам может быть интересно:
Игры по ФЭМП для детей раннего возраста
Ток-шоу, как одна из эффективных интерактивных форм взаимодействия с родителями
Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области «Музыка»
Воспитание усидчивости