Рисование как средство развития речи
Рисование, как одно из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия
«Ум ребёнка – на кончиках его пальцев»
В.И. Сухомлинский
Автор : воспитатель Николаева Е.Г., Детский сад №1
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:
Во –первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
Во- вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
При всём разнообразии авторских программ мною проанализированы некоторые из них: программа « Радуга » (автор Доронова), программа «Эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество.» (авторы Комарова Т.С., Антонова А.В. Зацепина М. Б.), программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г. С.).
Общей задачей которых является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельности. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди) произведения искусства (как классического, так и народного) ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства; радость, восхищение, восторг.
Программа по изобразительной деятельности детей 4-7 лет (автор Швайко Г.С.) обьединяет занятия в циклы на основе единой тематики. Все циклы занятий построены в определённой системе.
Первые занятия являются обучающими. На последующих занятиях умения навыки формируются и закрепляются. А главное методика такова, что детей побуждает выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения. Таким образом, создается возможность для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
- Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
- Формировать у детей знания умение и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, сангину, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образца.
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение нарисовать.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребёнок с упоением рисует. Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек – творец. как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия,побуждающие ребёнка крисованию,можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности. Рисуя то, что нравится и интересует ребёнка, он получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова испытывать его.
Важно ещё в детстве научить ребёнка художественному видению, которое даёт ему возможность осмысливать образы действительности.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующие выводы;
Что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса,они приобщают детей к высшим духовным ценностям,развивают их способности и творчество.
Влияние цвета и мелкой моторики руки на развитие ребёнка.
Приоритетным направлением нашего детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей, задачи которого:
- Повысить эффективность художественно-эстетического воспитания;
- Пробудить интерес к творчеству, умение выражать свои мысли и чувства в рисунке;
- Формировать умение использовать накопленный опыт для достижения цели.
Для реализации поставленных задач в системе художественно-эстетического воспитания нужно, прежде всего, разнообразить перспективный план, аспекты которого необходимо ставить на развитие личности ребёнка.
Человек развивается как личность с первых дней жизни.Развитие – это способ существования личности. Организация интересной и содержательной жизни, обогащение её яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально- интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом,
необходимым для работы воображения. Всё это и помогает творческому развитию детей в изобразительной деятельности. Ребёнок увлечён тем, что делает, при этом он чувствует себя раскрепощённым, свободно, комфортно. Это возможно, если на занятиях царит атмосфера веры в силы ребёнка, поддержка его в неудачах и совместная радость его достижениям. Накопленный опыт ребёнок стремится выразить в рисунках.
Если учесть, что большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, то и становится ясно, что именно здесь он получит основные, и чёткие систематизированные знания. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой, и так надолго не закрепляется всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить.
Так как, по сути, эти задачи совпадают с задачами, которые ставят в программах «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Красота, радость, творчество» (Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина) и «Программа по изобразительной деятельности» (Г.С. Швайко), необходимо спланировать эту работу так, чтобы занятия по рисованию повысили интерес детей к изобразительной деятельности, научили использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование – заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно – мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основные функции:
- органов дыхания;
- органов познания;
- аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов).
Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают- работа пальцами развивает речь. В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо, как и разговаривать.
На протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики руки и цвета играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взят в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.
Так же Вам может быть интересно:
Как научить ребенка проигрывать.
Опыты для малышей
Нетрадиционные виды изобразительной деятельности в развитии речи детей раннего возраста
Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада